20idei_media20
    13.12.2014 23:36
    Рубрика:

    Европейская киноакадемия выбрала лучшим фильмом "Иду" Павела Павликовского

    Киноакадемики признали лучшим польский фильм о "Холокосте"
    В здании Рижской академической оперы завершилась 27-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии - европейского аналога "Оскара".

    Главной интригой таких церемоний всегда была главная номинация - "Лучший европейский фильм". В этом году на этот статус претендовали "Форс мажор" Рубена Эстлунда (Швеция), "Ида" Павела Павликовского (Польша), "Зимняя спячка" Нури Билге Джейлана (Турция), "Нимфоманка" Ларса фон Триера (Дания) и "Левиафан" Андрея Звягинцева (Россия). Перед объявлением результатов голосования академиков на сцену были приглашены представители всех пяти съемочных групп. Российскую картину представлял исполнитель главной роли Алексей Серебряков.

    Абсолютным триумфатором церемонии стала Польша: "Лучшим европейским фильмом" стала "Ида" Павела Павликовского. Эта же картина была награждена еще несколькими призами - за лучшую режиссуру, сценарий, операторскую работу (Лукаш Зал, Ричард Ленчевски). Она же получила и Приз зрительских симпатий.

    "Ида" - черно-белый фильм на всегда воспаленную тему Холокоста. Его героиня Анна, молодая послушница в Польше 60-х, перед принятием обета едет к своей тетушке Ванде - бывшему прокурору. Та открывает Анне ее настоящее имя: Ида, дочь погибших во время войны еврейских родителей. И начинается скорбное путешествие в поисках родных могил - путешествие, которое откроет Анне много важного о ее прошлом и настоящем.

    Фильм основан на реальных судьбах, о которых рассказала Павликовскому случайно встреченная в Англии "красная Ванда" - убежденная сталинистка, бывший государственный обвинитель на процессах "врагов народа" в коммунистической Польше. Павликовский утверждает, что делал фильм не о вине поляков перед евреями, и вообще не о вине. Картина, по его замыслу, - о христианском прощении.

    Павел Павликовский покинул Польшу подростком, учился и работал во Франции, Германии, Англии, России, снимал документальное кино и стал известен после игрового фильма "Стрингер", где главную роль играл Сергей Бодров-младший. Затем его фильмография пополнилась снятой во Франции картиной "Женщина из 5-го округа".

    Итоги 27-й церемонии принесли настоящий праздник польскому кино и миллионам его почитателей. Но они выглядят обескураживающе для нашего: "Левиафан", который был выдвинут в четырех номинациях, не победил ни в одной. Безусловно, проиграть такому сильному сопернику, как фильм "Ида", не обидно, а оказаться с ним в одинаковых номинациях - несомненная честь. Но триумфальный доселе путь социальной драмы Андрея Звягинцева по мировым фестивалям и конкурсам впервые дал осечку - именно потому, что он впервые встретился с фильмом Павликовского на одном поле.

    Для меня это, не скрою, тревожный сигнал перед кампаниями "Золотого глобуса" и премии Американской киноакадемии "Оскар".

    Остальные призы Европейской киноакадемии распределились так:

    • Лучшей комедией признан фильм "Мафия убивает только летом" режиссера Пьерфранческо Дилберто (Италия)
    • Лучшей актрисой - Марион Котийяр, фильм "Два дня, одна ночь" (Бельгия)
    • Лучшим актером - Тимоти Сполл, фильм "М-р Тернер" (Великобритания)
    • Лучший композитор - Мика Леви, фильм "Побудь в моей шкуре" (Франция)
    • Приз "Европейское открытие" - "Племя", режиссер Мирослав Слабошпицкий, Украина
    • Приз ФИПРЕССИ - "Племя", режиссер Мирослав Слабошпицкий, Украина
    • Лучший документальный фильм - "Хозяин Вселенной", режиссер Марк Баудер (Австрия)
    • Лучший анимационный фильм - "Искусство счастья", режиссер Алессандро Рак (Италия)
    • Лучший короткометражный фильм - "Цыпленок", режиссер Уна Гуньяк (Германия)
    • Европейский вклад в мировое кино - Стив Маккуин.
    • Почетный приз за вклад с мировое киноискусство - Аньес Варда (Франция)