Новости

18.02.2015 14:00
Рубрика: Digital

Все сорок четыре колеса

Перспективные белорусские разработки придут на российский рынок
Минский завод колесных тягачей недавно в очередной раз доказал, что способен создавать уникальную технику мирового класса. На сей раз речь о новой модификации мобильной быстро развертываемой платформы МБРП-24-200-1М. Несмотря на армейское предназначение изделия, ничего сверхсекретного в этих цифрах не зашифровано. Они означают, что телескопическая мачта установки может поднимать на 24 метра груз весом до 200 килограммов. А чтобы привести ее в рабочее положение, нужно не более 15 минут. В конце прошлого года эта модель была поставлена российскому заказчику. Новинка предназначена для размещения антенных систем и другого оборудования связи, радиоэлектронной разведки, радиоэлектронной борьбы, а также оптико-электронных систем. Судя по тому, что в Беларуси машина признана лучшей экспортной военной разработкой 2014 года, она оказалась достаточно востребованной в союзной России.

А на заводе колесных тягачей уже готовится к испытаниям очередная новинка для российских войск. Хорошо знакомое армейцам шасси, на котором устанавливают радиолокационную станцию современного зенитно-ракетного комплекса С-400 и которое является частью оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер", получит бронированную кабину. Это повысит защищенность экипажей в боевых условиях. В компьютерах же заводских конструкторов еще более смелые замыслы.

Пока ни одно предприятие Союзного государства в этом сегменте автомобильной техники не смогло создать что-либо аналогичное продукции Минского завода колесных тягачей. Стоит ли удивляться тому, что предприятие обеспечено заказами вплоть до 2018 года. Причем не только оборонного назначения. Огромные "сороконожки", способные принять на борт сотни тонн груза, возят в России не только межконтинентальные ракеты, но и буровые установки и тому подобные тяжести. В этом году планируется оснастить такие шасси с восемью и десятью ведущими колесами, дизельными двигателями международного экологического стандарта Евро-5. Их выхлопы будут значительно меньше загрязнять атмосферу. А это особенно ценят, например, зарубежные заказчики.

Минский завод колесных тягачей был создан в далекие советские годы, но, как видим, и сегодня его значение для Союза Беларуси и России не снизилось. Это же можно сказать о еще одном знаковом белорусском предприятии - 558-м Авиаремонтном заводе, расположенном в городе Барановичи. Предприятие постоянно модернизируется, осваивая ремонт и модернизацию самолетов и вертолетов все новых типов. Однако поскольку эти летательные аппараты в основном российского производства, то сам собой возникает вопрос о более тесной интеграции с предприятиями российского авиапрома. Сергей Гурулев, председатель военно-промышленного комитета Беларуси, недавно заявил, насколько важно сотрудничать с российским ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация":

- Главная цель этой интеграции, чтобы 558-й Авиационный ремонтный завод имел на собственной базе производство отдельных элементов авиастроения. Причем как для военной, так и для гражданской авиации. Вы знаете, что есть "Суперджет" и МС-21. Мы в этой программе должны участвовать. Пока мы отторжения по этим вопросам не получили.

И это не просто пожелания. Еще в прошлом году была разработана совместная концепция развития сотрудничества белорусского авиаремонтного завода в Барановичах и Объединенной авиастроительной корпорации. Подготовлено и технико-экономическое обоснование интеграции крупнейшей российской компании в состав акционеров белорусского предприятия (однако пока на этот счет нет решения Президента Беларуси, уточнил Сергей Гурулев). Сформирована и сводная программа производства этих белорусского и российского акционерных обществ, рассчитанная до 2025 года. Так что перспективы, как говорится, определены. В ближайших планах - освоение ремонта ряда моделей самолетов марки Су, состоящих на вооружении Российской армии.

На выходе и другие разработки, вобравшие в себя новейшие достижения высоких технологий. Белорусский оборонно-промышленный комплекс завершает создание модернизированных беспилотных летательных аппаратов, способных вести разведку противника, радиоэлектронное противодействие. В ближайшее время доработанные "Гриф-100", "Беркут-1" и "Беркут-2" будут переданы на исследовательские испытания. Затем Беларусь подойдет к созданию ударного беспилотника.

Пока решение таких задач под силу лишь узкому кругу особо развитых стран. И все-таки конкуренция в сегменте техники двойного и военного назначения сильна. Это ощущают как белорусские, так и российские оборонные предприятия. Логично было бы теснее объединить усилия. Тем не менее, отметил Сергей Гурулев, пока Беларусь участвует в российском оборонном государственном заказе лишь опосредованно или на субподряде. Реалии Союзного государства, однако, предоставляют возможности для более тесного сотрудничества в этой стратегически важной сфере.

Digital Технологии Экономика Отрасли Промышленность ВПК и ОПК