Президент Кипра: В ЕС Россию считают важным и серьезным партнером

Накануне визита в Москву президент Кипра Никос Анастасиадис дал интервью "Российской газете" и ТАСС.

Мы встречаемся накануне вашего визита в Россию. Какие планы у вас связаны с ним? Какие соглашения планируется заключить в Москве?

Никос Анастасиадис: Мы всегда получали поддержку, когда-то от Советского Союза, а сейчас от России, и я считаю, что это один из самых важных моих зарубежных визитов во время президентства. Я прогнозирую углубление отношений с Российской Федерацией и лично с президентом Путиным, с которым мы уже встречались в Милане. У нас есть взаимное понимание проблем, которые в данный момент испытывают две страны, каждая в своей сфере.

Что надо сделать обеим сторонам, чтобы развивать сотрудничество и дальше?

Никос Анастасиадис: Мы должны расширять сотрудничество, в том числе с помощью подписания ряда соглашений, которые создадут еще большие возможности для взаимодействия как на международной арене, так и в отношениях между нашими странами.

Сейчас много говорят о возможном новом соглашении в военной сфере между Россией и Кипром. О чем идет речь? Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-кипрских связей в военном плане?

Никос Анастасиадис: Существует договор о военном сотрудничестве Кипра с Российской Федерацией. Он будет модифицирован и обновлен. Есть еще два договора, они касаются гуманитарной сферы и аналогичны тем, которые мы заключили с Германией, Францией и другими странами. В настоящее время мы хотим достичь отличных отношений с Российской Федерацией. Причем не только в военной, но и в других областях. Мы хотим, чтобы отношения с Москвой у нас были на том же высоком уровне, что и с другими странами. Да, и я хочу пояснить кое-что. В свое время в момент вступления в должность я заявил, что переориентирую нашу внешнюю политику в сторону усиления связей с США. Но я тогда же пояснил, что это ни в коем случае не произойдет за счет отношений с нашими традиционными друзьями, такими как Россия. С ней нас связывает многое еще с того времени, когда впервые проявилась проблема раздела острова Кипр на две части и Москва заняла твердую позицию в Совете Безопасности ООН. Ее позиция помогает не только существовать Республике Кипр, но и быть признанной в качестве субъекта международного права.

В настоящее время мы обсуждаем с Россией соглашение касательно тех средств, которые кипрская сторона может предоставить России для гуманитарных операций. Например, о содействии, которое может быть оказано нами для гуманитарных и специальных операций в случае кризиса. Речь идет об авиабазе Андреас Папандреу в районе Пафоса и порте Лимасол. Российская техника в этих точках уже присутствует, но мы хотели бы иметь более юридически оформленное соглашение в отношении тех средств, которые кипрская сторона может предоставить России.

Кипр является членом Евросоюза уже более десяти лет. Какие плюсы для себя он видит в этой организации?

Никос Анастасиадис: Мы вступили в ЕС, потому что там нам гарантировали соблюдение базовых принципов для решения кипрской проблемы. Эти принципы полностью совпадают с ценностями Европейского союза. Также это способ защиты для нашей страны.

Не мешает ли Никосии членство в ЕС вести дела с Россией, в отношении которой Брюссель ввел санкции?

Никос Анастасиадис: Вступив в ЕС, мы находимся в группе государств, которые считали и считают Россию важным и серьезным партнером. Разумеется, кризис на Украине создал ряд проблем, но хочу надеяться, что прилагаемые сейчас усилия, в том числе минские соглашения, позволят выправить ситуацию, и отношения между Россией и ЕС станут лучше.

Кипр, как член Евросоюза, действует в общем тренде решений Евросоюза. Тем не менее насколько, на ваш взгляд, эффективны подобные санкции со стороны Брюсселя?

Никос Анастасиадис: Мы открыто заявили в Совете Европы, что санкции не решат проблему. Санкции только породят проблемы, более широкие, касающиеся всего Европейского союза. Получается, что эти санкции оплатят те народы, которые представляют наименьшие страны. Во многих государствах - членах ЕС усиливается мнение, что санкции не только не способствовали, но и, наоборот, привели к негативным результатам для европейских государств и для европейских народов. Кипр очень тесно связан с Российской Федерацией, и я это осознаю четко. От отношений с Москвой сильно зависят наша экономика, наша оборона. У нас работают тысячи российских компаний, у нас есть большие инвестиции, которые были сделаны гражданами России. Мы имеем на сегодняшний день общество, которое насчитывает около 30 тыс. россиян. Также сильно зависит от россиян наш туризм.

Весь этот экономический кризис, который, кроме других, переживает Россия, негативно сказывается и на Кипре. Так же как и на Австрии, Испании, ряде других стран. Мне кажется, мы должны быть намного более осторожны с Украиной. Мы не должны обещать того, как это было сделано, что, очевидно, могло бы побеспокоить дружественные страны, такие как Российская Федерация. Одновременно мы не в состоянии помочь украинскому народу на таком уровне, который, возможно, хотели бы видеть некоторые из наших европейских союзников, или, в общем смысле, принимая во внимание то, что создавало бы перспективу для повышения благосостояния украинского народа. Мы должны быть особенно внимательны в этом отношении.

Понимаете, нам нелегко: мы маленькая страна. Думаю, что и российское правительство понимает, что мы не имеем возможности дифференциации. Однако мы имеем возможность нашими выступлениями хотя бы уменьшить, смягчить те меры, которые будут приняты. Я хочу надеяться, что в эти дни и в тех условиях, которые складываются, при участии канцлера Меркель, Франсуа Олланда и президента Путина будет найден путь, посредством которого будет найдено дипломатическое решение украинской проблемы, чтобы все вышли из этой ситуации с выигрышем.

2 года назад, в марте 13-го года Кипр охватил серьезный финансовый кризис. Кипр оказался на пороге дефолта. Вы только пришли к власти, и вам пришлось проделать невероятные усилия, чтобы как-то оттянуть Кипр от той пропасти, у которой он оказался. Как сегодня, через два года, вы оцениваете ситуацию в экономике Кипра? Насколько российскому бизнесу, который традиционно близко связан с Кипром, удалось сохранить свои позиции в вашей стране?

Никос Анастасиадис: Следует сказать, что доверие, которое проявили российские бизнесмены к Республике Кипр, к ее государственным органам, особенно в период кризиса, стало одним из самых важных факторов того, что сегодня наблюдается поворот в противоположном направлении. Мы были на пути к катастрофе. Действительно, мы были в преддверии катастрофического обвала, на грани дефолта. Однако присутствие и доверие, которое продемонстрировали российские компании, произошедшее увеличение туристического потока, отсутствие оттока капиталов со стороны россиян было для нас очень важным. Это дало нам возможность постепенно капитализировать банковскую систему, провести одновременно ее рационализацию. Мы снова вышли на мировые рынки всего через полтора года после кризисных явлений. Мы обновили свои рейтинги в международных рейтинговых агентствах. В общем, все это позволило нам навести порядок в рамках тех действий, которые мы приложили для модернизации системы государственного управления. При этом я не могу не признать, что мы до сих пор испытываем трудности. Нужно понимать, что развитие не идет само по себе, если ты не сможешь восстановить доверие к своему государству, доверие к банковской системе. На данный момент мы этого добились теми мерами, которые были приняты, и той политикой, которая проводилась. В последующем, я надеюсь, будет существовать еще больший интерес для инвестиций, и мы будем создавать новые рабочие места даже при таком высоком уровне безработицы. Мы достигли уровня в 16% безработных, при том что до кризиса, до 2008-2009 годов уровень безработицы едва достигал 3%.

Повторюсь, оттока российского капитала с Кипра не только не произошло. Наоборот, увеличилось количество российских бизнесменов, которые выбрали Кипр местом своей экономической деятельности. Поэтому я даже не могу выразить, насколько мы чувствуем себя благодарными.

Что делается вашим правительством, вашей страной, чтобы привлечь больше российских туристов на Кипр, и для того, чтобы российский сегмент туристического бизнеса на Кипре был еще большим и более активным?

Никос Анастасиадис: Мы стараемся стимулировать туристические агентства и авиакомпании, которые обеспечивают прибытие на Кипр туристов из России с тем, чтобы сделать более привлекательными пакеты, которые им предлагаются. Одновременно пытаемся улучшать нашу инфраструктуру с тем, чтобы обеспечить ее соответствие нашим великолепным погодным условиям. Мы стараемся удовлетворить российского туриста, и я надеюсь, что ваши сограждане довольны своими каникулами, проведенными на Кипре. Уже приняты меры, которые, принимая во внимание снижение курса рубля по отношению к доллару, привели к соответствующему пересмотру уровня цен. Надеюсь, такой пакет мер поможет также и туристическим агентствам.

Господин президент, половина срока ваших президентских полномочий истекла. Что вы могли бы себе поставить в заслугу, а что еще предстоит сделать?

Никос Анастасиадис: Экономический кризис и проблемы, с которыми столкнулась наша страна, совпали с моментом моего вступления в должность, заставили меня сконцентрировать свое внимание на мерах укрепления экономической стабильности, восстановлении доверия к государству, банкам. Одновременно мы не могли пропустить несколько инициатив, которые преследовали цель модернизации государства, обеспечения социальных гарантий, таких как минимальный гарантированный доход. Значительны достижения в других секторах. Впервые в стране нет семей и лиц, которые защищены от преследования, и это является одним из самых важных достижений во время моей работы. Я советую своим детям оставаться приверженцами принципов и ценностей общества, в котором уважают права человека, которое ставит целью умеренность, отсутствие высокомерия и особенно в котором на протяжении всего жизненного пути присутствуют внимание и уважение к ближнему. Это, я считаю, самое главное.