Григорий Петрович, по планам через пять лет 75 процентов школьников должны заниматься в кружках и секциях, в том числе в школах искусств. Помнится, вы рассказывали, что обычно самая первая просьба директора школы или дома культуры: "Подарите баян!". А что сейчас?
Григорий Ивлиев: Выделяются субсидии на модернизацию школ искусств, что дает возможность обновить "парк" музыкальных инструментов. Так, на 2015 год предусмотрено 77 млн рублей. Но в чем проблема? Хороший баян стоит от 200 тыс. руб., пианино - от 140-160 тыс. руб., рояль Steinway стоит более 8 млн. рублей. Поэтомунеобходимы не год и не два, чтобы обновить все инструменты, ведь их изношенность в школах искусств составляет 70 процентов.
Однако дело не только в деньгах. В России практически не осталось производителей музыкальных инструментов. В связи со сложным дорогостоящим производством фортепиано закрылись 8 фабрик. Баяны и аккордеоны, струнно-щипковые инструменты выпускают всего пять.
Каков портрет среднестатистического педагога в школе искусств?
Григорий Ивлиев: Это женщина 47 лет со средним или высшим профессиональным образованием, преданная своей профессии. Средняя зарплата - 24 тысячи 966 рублей.
Каждый год закрывается 40-50 школ искусств. Причина?
Григорий Ивлиев: Школы искусств не ликвидируются. Идет оптимизация сети школ, в результате которой, к сожалению, школы искусств становятся структурными подразделениями других образовательных организаций. При этом число учеников в школах искусств постоянно растёт. За последний год их стало больше на 38 тысяч.
А платные услуги там есть?
Григорий Ивлиев: Не везде и не много. Мы исходим из того, что дополнительное музыкальное, художественное образование должно быть бесплатным. Государственно-частное партнерство, конечно, поддерживается, и те школы, где есть спонсоры, меценаты, процветают. Но таких школ мало. Одну я видел в Оренбургской области, где меценаты поддерживали филиал детской школы искусств в отдаленном селе райцентра.
В России есть школы, которые дают одновременно и среднее образование, и профессию. Почему работающие там преподаватели не очень довольны новыми федеральными стандартами?
Григорий Ивлиев: Сразу скажу: таких школ немного. Сейчас одарённые дети обучаются по федеральному образовательному стандарту среднего профессионального образования, 10 лет 10 месяцев. По новому закону об образовании образовательные учреждения будут работать по двум стандартам - начального общего образования и среднего профобразования. По мнению некоторых педагогов, разделение на стандарты может нарушить преемственность программ и помешать учебе. Они считают, что для таких особых школ, как например, Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, должен быть один стандарт, который включал бы и начальное общее, и основное общее, и среднее общее образование, и среднее профобразование. Вместе с тем всю специфику обучения можно учесть в стандартах, и проблем у специализированных школ не будет. Так, уже подготовлены более 20 дополнений в стандарт для начальной школы.
Было совещание на самом высоком уровне, где обсуждались все "за" и "против". Хочу подчеркнуть: мы гарантируем, что во всех школах, где есть интегрированные программы, срок обучения останется прежним. Будет сохранён и принцип непрерывности, и преемственности образования. Остается одна проблема: особые школы хотят получить право принимать детей не только в первый класс, но и в любой другой.
Что надо, чтобы ребенка приняли в ЦМШ при консерватории?
Григорий Ивлиев: Только талант. Сейчас в этой школе обучается 254 ученика. Образно говоря, "штучные" ребята. Где-то 40 процентов из них - иногородние. В таких школах почти все отличники, это же особо одаренные дети. Превосходная природная память, уникальная работоспособность. Как пример приведу выдающегося пианиста Дениса Мацуева, выпускника Центральной музыкальной школы. В его репертуаре не один десяток сложнейших программ.
В обычной московской школе на ученика отпускается 120 тысяч рублей в год, на ученика с ограниченными возможностями здоровья - 360 тысяч. А сколько бюджет дает на обучение музыкально одаренного школьника?
Григорий Ивлиев: Могу привести примеры. В средней специальной музыкальной школе в Ростове - 110 тысяч рублей, в Новосибирской специальной музыкальной школе - 190 тысяч, в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории - 180 тысяч рублей.
Не мало?
Григорий Ивлиев: Стоимость обучения одного студента консерватории в год - 190 тысяч рублей.
Будут ли еще открываться музыкальные школы с интернатом для одаренных детей?
Григорий Ивлиев: В этом году откроется кадетское музыкальное училище для одаренных детей при Московском государственном институте культуры в Химках. Вся инфраструктура уже готова, приобретаются музыкальные инструменты, идет ремонт, формируется педагогический коллектив. Думаю, что с 1 сентября начнется обучение. В следующем году планируем открыть такое же на базе филиала нашего вуза в городе Советске.
С этого года вузы будут учитывать выпускное сочинение. Сколько баллов прибавят за него в творческих вузах?
Григорий Ивлиев: Во ВГИКе за индивидуальные достижения добавят 5 баллов, сочинение перепроверят и оценят по пятибалльной шкале. В ГИТИСе максимум 5 баллов прибавят за аттестат с отличием, а за другие достижения, включая ГТО, дадут дополнительные 2 балла. Санкт-Петербургская консерватория решила учитывать только аттестат - его оценили в 1 балл. Сочинение приемная комиссия перепроверит сама.
Дома, центры и дворцы творчества процветают не во всех регионах: у местных бюджетов не всегда есть на них деньги. Вдобавок идет жесткая конкуренция с негосударственным сектором.
Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах, пожалуй, самая известная в России организация дополнительного образования. Недавно Дворец вместе с колледжем профтехнологий, несколькими школами и детскими садами вошел в состав образовательного комплекса "Воробьевы горы". В комплексе сейчас более 1000 разных объединений, кружков и секций и 26 тысяч детей.
- У детей очень популярны танцы, музыка, спорт, робототехника, театральные объединения, эколого-биологическое направление. Самые активные школьники - дети до 13 лет. Как правило, старшеклассники у нас интересуются 3D-моделированием, цифровыми технологиями, кулинарией, театром моды и эстрадным пением, - расказывает заместитель директора дворца Дмитрий Григорьев.
Из платных программ родители чаще всего выбирают иностранные языки, художественное образование, спортивные секции.
- У меня нет сомнений, что к 2020 году в системе допобразования будут заниматься 75 процентов детей. Но реальную картину поможет понять электронная запись. В Москве, к примеру, она есть, - говорит Григорьев.
Определив, насколько востребованы те или иные кружки, регионам будет проще определиться с тем, кого финансировать в первую очередь. Возможно, в виде сертификатов. Родители несут сертификат, который обеспечен реальными средствами, допустим, это 15-20 тысяч рублей, туда, где их детям интереснее всего заниматься", - рассказывает эксперт. Причем, это может быть и негосударственная организация - частная языковая школа, платный спортивный клуб.
Кстати, в некоторых регионах с помощью сертификатов учителя могли пройти курсы повышения квалификации, выбрав тот вуз, школу или институт повышения квалификации, который хотят сами, а не тот, что назначили сверху. Идея сертификатов сейчас прорабатывается в минфине.
Что касается содержания программ, то оно тоже будет меняться. Приоритет - за так называемыми интегративными программами, которые ликвидируют разрыв между разными областями знания и жизнью, к сожалению, типичный для нашего образования. Они рассчитаны от 30 часов до 200 и включают в себя знания из самых разных областей, помогающие учащимся понять целостность мира.