- Александр Владиславович, нужно ли сейчас, в период кризиса, заниматься инфраструктурными проектами?
Александр Баженов: Развитие инфраструктуры - это один из драйверов экономического роста, и отказываться от инфраструктурных проектов даже в кризис неправильно. Подготовку проектов останавливать нельзя. Учитывая, что профессиональная подготовка инфраструктурных проектов занимает порядка двух лет, если ничего не будем делать - то откуда тогда возьмется их предложение, когда будут сформированы новые инструменты и наша экономика начнет восстанавливаться?
Сегодня перед регионами поставлено большое количество конкурирующих задач, связанных больше со стабилизацией социально-экономической ситуации, чем с социально-экономическим развитием. Освоение и использование инструментов ГЧП, концессий, проектного финансирования позволяет нивелировать последствия текущих сокращений бюджета на капитальное строительство.
Регионы могут по отдельным направлениям развития перейти из планирования капитальных затрат, которые нужны для оплаты строительства прямо сейчас, в планирование на длительный период текущих затрат, направляемых на оплату услуг с использованием инфраструктурного объекта, построенного за счет внебюджетных источников. Это позволяет высвободить соответствующую емкость в бюджете и одновременно продолжить развитие, не отказываясь от создания условий для экономического роста.
- Изменится ли ваш подход к выбору субъектов - инициаторов проектов? Может, будете работать только с регионами-донорами?
Александр Баженов: Для нас не может идти речь о том, является ли регион дотационным или донором. Мы не дискриминируем никакие регионы, являясь дочерней компанией института развития.
Предмет нашей деятельности - формирование инфраструктурных проектов, которые должны реализовываться с привлечением внебюджетного финансирования. Как правило, по сравнению с размерами таких проектов разница между регионом-донором и дотационным регионом реально не является определяющим фактором. Гораздо важнее - способность регионов увязать и реализовать потенциал экономического роста, возникающий в ходе развития инфраструктурного проекта.
Регионы сами "селекционируются" по качеству государственного управления. Ими генерируется такая своего рода позитивная дискриминация - развитие идет в тех регионах, которые более компетентны и профессиональны.
Есть регионы, c которыми можно работать - они понимают, как ставить задачу, что должны получить и как пользоваться результатом. Есть те, которые ждут с протянутой рукой, а у кого-то семь пятниц на неделе - они все время ищут возможности чего-нибудь "срубить".
- Можно ли подготовить какие-то типовые проекты и их тиражировать?
Александр Баженов: Мы пытались добиться такой цели, но это оказалось невозможным. Есть похожие проекты, но нет идентичных. Сегодня есть два подхода повышения производительности деятельности по подготовке проектов развития: накопление управленческого потенциала регионов и масштабирование проектов в программы. Если мы научились формировать проект развития, сделав первую концессионную дорогу в своей области, то не нужно разбрасываться этим опытом, чтобы потом начинать все снова, а использовать этот объем опыта и работы сотрудников, накопленных знаний, апробированной документации и юридических процедур для следующих проектов.
- Кто это должен делать?
Александр Баженов: Только регион, мы за него не сделаем. АСИ в помощь регионам разработало стандарт инвестиционной деятельности администраций, задающий своего рода систему координат. Мы, со своей стороны, участвуя в разных проектах в регионах, имеем возможность накапливать определенные методики и подходы, которые можно применять повторно, что позволяет снижать расходы на подготовку.
И второй подход - это упаковка большого количества однотипных проектов в один большой комплексный проект. Например, нужно построить 20 школ. В традиционной системе - это 20 проектов. Но они могут быть законтрактованы, как один проект - в рамках концессионного законодательства, Гражданского кодекса или 44-ФЗ.
- Какой смысл готовить предложения по целому портфелю проектов, когда и один профинансировать трудно?
Александр Баженов: Надо понимать, что портфель подготовленных проектов является и стимулом привлечения инвесторов, снижая их затраты на вход на рынки, и фактором повышения эффективности, так как позволяет обеспечить более конкурентные предложения как со стороны участников конкурсов, так и по стоимости финансирования. Когда в свое время в Китае формировали инфраструктурный бум, при проведении конкурсов запускалось в отдельных видах инфраструктуры по 15-20 международных проектов в год. Расчетная доходность на собственный капитал в них первоначально закладывалась на уровне 25-30 процентов. Китайцы считали необходимым создать высокий уровень доходности, но одновременно и создать конкуренцию, чтобы привлечь участников.
- Высокая стоимость капитала не приводит ли к тому, что на публичной инфраструктуре в основном зарабатывает только частный бизнес, а муниципалитет остается ни с чем?
Александр Баженов: Это обычная дискуссия при использовании механизма ГЧП или концессий. Если у региона есть деньги и знания в достаточном количестве, чтобы в рамках бюджетных ограничений построить в установленный срок и поддерживать объект, который не устареет морально хотя бы в течение следующих 20 лет, то тогда нет резона привлекать частного инвестора. А если есть, но этот частник не может добиться таких целей, то не надо заключать с ним договор. Если же компания справится, а социально-экономический и бюджетные эффекты от реализации перевешивают удорожание проекта за счет финансовой нагрузки, только тогда есть смысл. Так в одном из наших регионов недавно обсуждали эту тему применительно к перинатальному центру. Можно копить деньги и ждать, когда хватит на новый центр и звезды сойдутся, чтобы тратить именно на него. Или решать проблему сейчас с привлечением частного инвестора: строить и платить, может быть, и дороже, зато будет возможность задуматься о продолжении рода уже сегодня.