26.02.2015 15:31
    Поделиться

    Мэр Новосибирска: Проблему пробок решат платные услуги

    Скоро исполнится год, как крупнейшим в России муниципальным образованием - Новосибирском - руководит Анатолий Локоть. О проблемах, с которыми он столкнулся, сменив депутатское кресло на мэрское, глава города рассказал на "Деловом завтраке" в новосибирском филиале "Российской газеты".

    Анатолий Евгеньевич, на первой пресс-конференции в новой должности вы говорили, что оппоненты упрекают вас в отсутствии опыта управления городским хозяйством. Чему научил вас прошедший год? Какие наиболее проблемные точки вы выявили? Удалось ли что-то изменить?

    Анатолий Локоть: Город - серьезная и сложная система. Меня так учили, когда я после института пришел на работу в оборонно-промышленный комплекс. И для того, чтобы решить задачу, нужно правильно сформулировать начальные условия, понять, какой результат хочешь получить.

    Аналитическая служба мэрии проводит социологические опросы. Они показали, что одна из проблем власти - отсутствие обратной связи. И мы это стараемся исправить. Для нас важно на ранней стадии выявлять болевые точки. На первое место вышли проблемы транспортного комплекса. И это - вместе с тем, что в прошлом году произошло долгожданное и знаменательное событие для нашего города - открыт третий автомобильный мост через Обь с самым большим в СНГ арочным пролетом. В перспективе он станет составной частью скоростной магистрали непрерывного действия "Юго-западный обход Новосибирска", которая свяжет федеральные трассы "Байкал" и "Чуйский тракт". А пока этот инфраструктурный объект не решил всех проблем. Чтобы он заработал в полную мощность, надо дальше развивать трассу до улицы Сибиряков-Гвардейцев, выходить на Ордынское кольцо с одной стороны и на Ключ-Камышенское плато - с другой. Тогда мы получим замкнутую систему вокруг города, через которую будут уходить потоки автомобилей, минуя центр Новосибирска. Что мы видим сейчас? Автомобилисты, съезжая с Бугринского моста, застревают на перегруженных улицах - Большевистской на правом берегу и Ватутина на левом.

    Надо решать проблему автомобильных пробок на въездах в город. Нелицеприятное впечатление складывается о Новосибирске, когда упираешься в километровую пробку. И когда едешь по центру, все время стоишь. К сожалению, особенность города - безальтернативный Красный проспект. Даже в Москве ситуация не так плачевна: есть несколько автомобильных колец, радиальное движение. Мы обсуждаем эту проблему, ждем предложений от людей.

    В условиях дефицита бюджета важно расставить приоритеты. В их числе - расширение Мочищенского шоссе. Это необходимо делать, так как развитие 5-го и 6-го микрорайонов в Калининском районе, поселка Пашино и ряда коттеджных поселков опережает развитие дорожной инфраструктуры. В связи с этим чувствуется напряжение на улицах Жуковского, Кедровая, Мочищенское и Дачное шоссе. Здесь уже многое сделано дорожными строителями. Нельзя останавливать работы на улице Колонды (бывшая улица Объединения). Надо заканчивать строительство развязки на улице Петухова. Для ввода этого объекта, запланированного на осень 2015 года, необходимо более 400 миллионов рублей. Из бюджета Новосибирска планируется направить 100 миллионов, софинансирование со стороны области составит 200 миллионов рублей.

    Меня всегда пугала идея ввода платных услуг в транспортном комплексе. Однако со временем прихожу к мысли, что именно они позволят решить проблему. Но если мы вводим платные парковки, то обязаны предоставить гражданам альтернативу. Мы изучали опыт разных городов. В некоторых бесплатно можно оставить машину в центре часа на два, хочешь продлить время пребывания - плати. Вот только путем запрета и нажима здесь ничего нельзя решить.

    То есть вы поддерживаете инициативу сделать четвертый мост через Обь платным?

    Анатолий Локоть: У него есть альтернатива - действующий Коммунальный мост. Поэтому здесь проще. Другое дело - проект нового моста небезупречен с точки зрения поставленной инженерной задачи. Получается кривой, а не прямой. Такое решение объясняют особенностями рельефа, встроенностью в парк "Городское начало". И тогда вырисовывается совершенно безумная - трехэтажная - развязка на левом берегу. Проект готов, но всегда есть возможность его изменить. Если найдутся простые решения, то почему бы не попробовать?

    Если пока невозможно решить глобальные задачи, найти финансовые средства на строительство дорог и мостов, то, может, начать с того, что не требует таких колоссальных бюджетных затрат? Например, уменьшить интервал между поездами метро?

    Анатолий Локоть: Вы назвали проблему, которая по определению требует больших капитальных вложений. Что такое снизить временной интервал в метрополитене? Для этого нужно прибавить по вагону к поездам, увеличить число поездов. Это огромные средства. В прошлом году купили два поезда, шесть вагонов подвергли капитальному ремонту. Кстати, качественно ремонтировать научились здесь, в Новосибирске, и это существенно снижает затраты. Теперь говорим, что можно сокращать интервал, а руководство метрополитена настаивает, что надо следующие вагоны ремонтировать. И мы будем это делать.

    Да, еще можно по-другому организовать работу эскалаторов, чтобы не было столпотворения на платформах. В любом случае, метро - наша палочка-выручалочка. И то, что не хватает средств на его развитие, - головная боль. Для нового этапа требуется двенадцать миллиардов рублей. Проект разработан, утвержден. Надо строить второй тоннель на станции "Золотая нива". На эти цели на условиях софинансирования город и область планировали выделить по 750 миллионов рублей. Но пока этих денег нет.

    Тем не менее развитие метро - в фокусе нашего внимания. Как и наземный вид транспорта. Немного обновили автобусный парк - по федеральной программе приобрели двенадцать "Нефазов" на газовом топливе. Купили новые троллейбусы и трамваи. Только улучшили ситуацию - и сразу больше людей стало ездить на наземном транспорте. Это хороший показатель.

    Согласен, что у нас серьезно хромает организация работы. Зачастую едет муниципальный автобус, а впереди две "газели", которые собирают пассажиров, так как разница в тарифе - один рубль, но "газели" бегают быстрее. Вот они и снимают "сливки", а общественный транспорт оказывается в проигрыше. Но не надо забывать, что именно он выполняет заказ мэрии по перевозке граждан, имеющих льготы, соблюдает правила и платит налоги. К коммерческому транспорту много вопросов, но так просто мы не можем кого-либо лишить маршрута - договоры заключались на три-пять лет.

    Распутать узел транспортных схем непросто. Сибирский госуниверситет путей сообщения разработал комплексную модель развития городского транспортного комплекса. Но еще надо научиться правильно пользоваться ею, чтобы она не превратилась в игрушку. Надо просчитать: что сделать, чтобы заработал мост, какие и где нужны маршруты и так далее. "Газели" как класс должны уходить из центра. Во многих российских и зарубежных городах, в которых я бывал, ходят только большие автобусы, троллейбусы - муниципальный транспорт. Тогда и спрос есть, и ГЛОНАСС в действии - можно спросить, почему отклонился от маршрута, почему простоял.

    Что касается контроля безопасности на дорогах, то, на мой взгляд, имеет смысл ставить камеры, а не плодить число машин ГИБДД. Это действительно сильно дисциплинирует автомобилистов и водителей автобусов, троллейбусов. Есть опыт Москвы, можно его изучить.

    По итогам прошлого года Новосибирск - снова в лидерах среди соседей по вводу жилой площади. Сдано 1,4 миллиона квадратных метров. Одновременно с этим растет список обманутых дольщиков: по данным прокуратуры, новый перечень в полтора раза больше по сравнению с предыдущим. Как решается эта проблема?

    Анатолий Локоть: Я ее называю проблемой разогретой отрасли. Бюджет всегда оказывал поддержку строительной сфере. Как результат - на протяжении нескольких лет имеем лучшие показатели в России по вводу жилья из расчета на одного жителя: 0,95 "квадратов" против 0,48 общероссийского показателя. Важно, что в этом году жилье вводили в течение года, а не в декабре, как обычно. Это позволило повысить качество работ, благоустроить дворы в летний период. В первый месяц нынешнего года сдано 150 тысяч квадратных метров. Это серьезное начало.

    Но при таких темпах есть издержки. В частности, обманутые дольщики. Истории у всех разные: в одном случае откровенные махинации, которые имеют место на рынке недвижимости, есть уголовные дела. У кого-то дом почти достроен, у кого-то стоит "коробка" или фундамент. Но от этого не легче. В прошлом году было зафиксировано 49 проблемных объектов. Когда я вошел в курс дела, то объехал все. Мы наметили тринадцать домов для сдачи в 2014 году, застройщикам удалось выполнить обязательства по двенадцати. Боюсь обещать, но в этом году планируем ввести пятнадцать проблемных объектов. Увы, никто не даст гарантии, что не появятся новые, учитывая сегодняшнюю ситуацию в экономике.

    Есть несколько механизмов поддержки застройщиков, которые согласились достроить проблемные дома. Прежде всего, федеральный закон № 108, согласно которому инвесторы могли получить за это земельный участок. Земля - стимул к строительству. Но этот инструмент выбивают из рук. Как вы знаете, уже с 1 марта муниципалитет не сможет выделять застройщикам земельный участок в обмен на их обязательства по достройке проблемных домов. Мы провели последнюю комиссию, распределив очередной объект. Теперь надо нарабатывать новый инструментарий. Раздавать деньги неправильно. Так можно породить новый бизнес. Мы получим вторую, а то и третью серию обманутых дольщиков.

    Второй эффективный механизм - компенсировать инвесторам расходы на подключение к сетям монополистов. Это серьезная поддержка. Значительную нагрузку берет на себя область. Положительным считаю решение федеральных властей поддержать ипотечное кредитование и ставку по ипотеке на уровне двенадцати процентов. Это важный и нужный шаг. Перед нами стоит задача - не допустить разрастания количества проблемных домов. Возможно, придется и дальше в ручном режиме контролировать и вводить каждый объект.

    Анатолий Евгеньевич, какие цены удивляют вас в магазинах?

    Анатолий Локоть: Есть продукция, которая производится у нас: сено, вроде, наше и корова наша, а говядина в цене скачет. Вот что удивительно. Думаю, и для надзорных, и для правоохранительных органов работа есть. Обострилась проблема переработки. Вы спросите, куда новосибирские фермеры и сдают молоко? В Алтайский край и Омскую область. Значит, там условия лучше. Есть решения, но быстро ситуация не изменится. Требуются организационные усилия, финансы и время, и это понимают в правительстве региона.

    Поделиться