- Концепция "Умный город" подразумевает прежде всего создание в городском пространстве единой инновационной среды, - говорит директор департамента развития проекта "Информационное общество" Алексей Паламарчук. - Но эффективность здесь измеряется не количеством внедренных систем и затраченных средств, а количеством пользователей. Перед нами стоят амбициозные цели - в стране к 2018 году около 70% граждан должны пользоваться электронным услугами.
"Умный город" в плане системы общения с чиновниками требует не просто создать телекоммуникационную инфраструктуру и системы для обработки запросов, но и организовать взаимодействия различных ведомств между собой для работы в единой информационной среде. Однако, по словам эксперта, с этим возникали проблемы - многие ведомства слишком замкнуты сами на себе и не готовы пускать кого-то в свое информационное поле, поэтом межведомственное взаимодействие налаживается со крипом. По словам Паламарчука, в отличие от чиновников, население с готовностью принимает элементы "Умного города" - только в рамках электронного правительства ежегодно обрабатывается около миллиона запросов. Однако этим ум города не ограничивается. В сфере образования - это переход за счет инвесторов на электронные учебники-планшеты, подключенные к единой системе в школах. В области единой доступной среды - это возможность получать информацию и держать обратную связь с органами власти через открытую критику, жалобы и предложения в единой системе. В сфере культуры - это возможность дистанционного присутствия на спектаклях и виртуальные туры по музеям.
- Нашим новшеством станет создание единой городской геоинформационной среды. С 2014 года мы ведем речь о возможности использовании снимков со спутников Роскосмоса. Это сразу позволит "закрыть" целый блок полномочий органов государственной власти с помощью дистанционного зонирования. Открываются небывалые возможности для работы - это решение земельных вопросов, мониторинг лесных пожаров, несанкционированных строек и свалок, отслеживание дорожной ситуации, контроль состояния и реставрация культурных объектов и многое другое, - подытожил эксперт.
Обе столицы уже строят "Умный город", что создало новые вызовы и для властей, и для игроков рынка. Так, советник директора по работе с госорганами "МГТС" Наталья Абрамова рассказала о внедрении в Москве комплекса "Интеллектуальный город" с единым ситуационным центром - масштабной интеллектуальной системой, способной анализировать почти все сферы человеческой жизни, вести умный мониторинг и выбирать эффективный способ реагирования на конкретную ситуацию. Например, на транспорте это мониторинг дорожной ситуации и управление пробками при помощи светофоров, электронные табло и возможность проследить маршрут движения онлайн. В случае ДТП сигнал о происшествии или нарушении на дороге поступает в единый центр еще раньше, чем о нем поступит звонок в ГИБДД. Для обеспечения правопорядка на улицах единый центр будет использовать информацию с камер высокого разрешения, способных различить лицо нарушителя в толпе, зафиксировать назревающий конфликт в общественном месте или мелкое нарушение - например, выгул собаки на газоне. Эффективнее всего такая система будет работать на территории учебных заведений: система наблюдения сможет "одобрять" автомобили, которые смогут проехать на территорию вузов, а в школах будет фиксировать, сколько учеников сейчас внутри и кто уже ушел.
В Петербурге в рамках "Умного города" появились умные светофоры с адаптивным управлением. Как рассказал заместитель директора по развитию "Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" Сергей Зайченков, умный светофор сам следит за транспортной ситуацией на дороге и передает информацию на дорожный контроллер. Из единого центра управления можно дистанционно менять режим светофора и программировать его в зависимости от загруженности - продлевать горение зеленого света.
Такое адаптивное управление ввели в качестве эксперимента на Васильевском острове, одном из самых проблемных районов Петербурга с точки зрения транспорта. И проект показал свою эффективность - заторов на Васильевском острове стало меньше на 35%.