Дмитрий Владимирович, вы сами-то ездите на метро?
Дмитрий Пегов: Езжу. Каждый день.
И в час пик тоже?
Дмитрий Пегов: И в час пик.
Зачем? У вас же персональная машина есть!
Дмитрий Пегов: Ну и что? На метро быстрее, удобнее. Я и раньше ездил. Разница лишь в том, что теперь мне нужно еще и видеть работу метрополитена изнутри, оперативно реагировать на любые недочеты. Мои заместители и начальники служб тоже ездят на работу и с работы на метро.
И что это вам дает?
Дмитрий Пегов: Много полезного открыл для себя. Например, еще раз убедился в том, что метрополитен должен работать не сам для себя, а для пассажиров. Казалось бы, аксиома для любого транспортного предприятия. А между тем с изумлением узнал, что в Московском метро нет пассажирской службы.
А это важно?
Дмитрий Пегов: Конечно. Спрашиваю: почему на этой станции столько турникетов, а на этой столько? Во сколько буква "М" загорается на павильонах? Кто ее включает и вообще зачем она горит? Сколько касс с утра открывается? Почему новый автомат по продаже билетов поставили прямо на пути у пассажиров, перед самым входом? Говорят, розетка рядом была... Ну, а если у вас дома единственная розетка находится в ванной, новый холодильник там и поставите? Пожимают плечами, как и в ответ на все остальные вопросы.
А вы?
Дмитрий Пегов: Создал пассажирскую службу. Пока из пяти человек. Полностью укомплектовать еще не успел. Укомплектую. Опишем весь технологический процесс работы. Это было первое, что я сделал, когда мне поручили пассажирские перевозки от Сочи до Красной Поляны во время Олимпиады. Получился здоровый талмуд, в котором четко прописано, как это должно быть и кто за что отвечает. В метрополитене этого нет, есть отдельные бумаги для каждого подразделения. В общем, как у Райкина: рукава крепко пришиты? Крепко. И пуговицы - насмерть. Ну а что пиджак надеть нельзя, так кто ж виноват в этом? Вот и у нас. Вроде и подвижной состав работает, и дежурные по станции дежурят, а что пассажирам некомфортно под землей, ну что тут поделаешь? Напишут жалобу - получат ответ. Говорят, так всегда было. Но ведь если и было так в 1935 году, кто сказал, что и в 2015-м должно быть? Когда-то надо повернуться к людям?
Пассажиров больше всего волнуют задержки поездов. Почему они возникают? Вы знаете?
Дмитрий Пегов: За все опоздания поездов более чем на 10 минут мы отчитываемся перед департаментом транспорта города. Причин -комплекс. Статистика в рабочую неделю примерно такая: 1-2 задержки - из-за суицида, от 2 до 4 - по техническим причинам, то есть из-за неисправности поездов или некачественно выполненного ремонта. Чем больше меняем подвижной состав, тем меньше он ломается. За последнее время опозданий из-за неисправности поездов стало вдвое меньше. И будет еще меньше, так как правительством Москвы поставлена задача к 2020 году полностью обновить парк. К тому же поезда закупаем сейчас по контрактам жизненного цикла. Следить за их состоянием на протяжении 30 лет - это и есть жизненный цикл поезда - будет завод-изготовитель. Для этого ему придется иметь всю линейку запасных частей, которые могут потребоваться для их ремонта. Сейчас же мы находимся в ситуации, когда у нас еще ходят поезда типа "Еж", срок эксплуатации которых по ГОСТу 50 лет, а некоторых запчастей к ним нет уже давным-давно, как и оборудования, на котором их можно изготовить. Вот и приходится за счет списания одних поездов ремонтировать другие. При контрактах жизненного цикла такой ситуации никогда не возникнет.
Контракты жизненного цикла вы начали заключать до кризиса. Сейчас заводы-поставщики от них не отказываются?
Дмитрий Пегов: Нет. Идет активная работа рабочей группы метрополитена и изготовителей по выработке концепции, какой должна быть каждая новая серия подвижного состава - с каким тяговым приводом, автотормозной системой, системами жизнеобеспечения и управления и т. д. Цель - чтобы каждый новый поезд был лучше предыдущего. Правда, нужно еще, чтобы и пассажиры перестали ломать поезда - сейчас они нередко выходят из строя по их вине. Ломают двери, их механизмы... Машинисту ничего не остается как высадить пассажиров и ехать в депо.
А сколько мусора порой оставляют в вагонах пассажиры! Мне эта ситуация крайне не нравится. В Сочи у меня в каждом поезде была уборщица, и ни один состав не снимался на уборку во время эксплуатации. Здесь я вижу другой выход: создать мобильные бригады, которые будут приводить поезда в порядок в оборотных тупиках, либо часть их будет базироваться в районе Кольцевой и выезжать по вызову к конкретному составу. Скоро пройдет новый конкурс по выбору клининговых компаний, и мы постараемся полностью поменять идеологию уборки метрополитена.
Весна на улице. Скоро в метро будет снова жарко. С кондиционерами проблема решилась? Что-то они все время в новых поездах выходили из строя...
Дмитрий Пегов: При внедрении системы кондиционирования на подвижном составе метрополитен столкнулся с определенными трудностями. Пыль в тоннелях очень быстро забивает фильтры. Этой зимой мы развернули глобальную программу по доработке кондиционеров и устранению этих проблем. В новых вагонах попытаемся сделать схему, чтобы даже если в процессе работы отказал кондиционер, свежий воздух в вагон поступал, скажем, через заслонки в крыше. По мне так пусть лучше будет плюс 27 в вагоне и столько же на платформе. А у нас что получается? Воздух в вагоне остудим до 22-24 градусов, человек выходит на станцию - а там 32... Такие перепады никому не на пользу. А они неизбежны, так как тоннели даже глубокого заложения в последние годы так прогрелись, что за зиму не успевают остыть. Когда же мы ставим в поездах кондиционеры, они тоже выделяют тепло и дополнительно нагревают тоннель. Кстати, по этим причинам медики зачастую выступают против кондиционирования воздуха в метро. Правда, город эту теорию пока не поддерживает, поэтому будем налаживать бесперебойную работу кондиционеров.
Не можем обойти вопрос о безопасности. Страшная авария произошла, говорят, потому, что стрелочник проволокой закрепил какую-то стрелку. А в январе этого года машинист выехал на встречную полосу в метро. Когда обсуждался этот случай, представитель профсоюза заявил, что причина этого в том, что люди в Московском метрополитене полноценно не отдыхают, работают на износ. Это правда?
Дмитрий Пегов: Месячная норма работы машинистов и все правила, по которым она должна быть организована, у нас строго соблюдаются. Что это значит? Если машинист отработал 7 с половиной часов, то и отдохнуть после этого он должен не менее 12 часов, и только тогда может заступить на следующую смену. Дело в другом. Интенсивность работы в метро несоизмерима даже с железной дорогой. Уж я-то это знаю - сам проработал 8 лет машинистом электропоезда и еще три года потом - инструктором по вождению пригородных поездов. На железной дороге машинист скоростного поезда должен отъездить 140 часов в месяц. А машинист метро - месячную норму обычного человека. При его-то нагрузке - под землей, где каждые 3-5 минут остановка, тысячи пассажиров за спиной... Как все это сказывается на нем? Спросить не у кого, так как машинисты до сих пор проходят медкомиссию по приказу, изданному еще в конце 80-х годов. Авиакомпании за это время уже поменяли свои документы, по которым за ними осуществляется контроль, железнодорожники тоже поменяли. И только машинисты метро работают по старым правилам. Я убежден, что нагрузка на них должна быть снижена. Но это слова, а для того, чтобы это подтвердить, нужно провести исследования, нужен постоянный медицинский контроль за машинистами. А его с тех пор, как метрополитен вышел из подчинения МПС, не было. И только мой предшественник Иван Сергеевич Беседин возродил медицинскую службу метро, а я, продолжая его дело, восстановил производственных терапевтов, которые должны следить за здоровьем всех машинистов с момента прохождения ими врачебно-экспертной комиссии при устройстве на работу и до выхода на пенсию. Чтобы понимали, что стоит за тем, что у человека сегодня давление скакнуло до 190? Устал просто или ему уже до инфаркта рукой подать?
Хорошо, что Иван Сергеевич восстановил и институт психологов. Они могут еще на стадии предварительного отбора объяснить, что такой напряженный график, как в метро, технические задания, инструктажи, жесточайшая дисциплина, явка в пять часов утра под силу далеко не каждому, кто прочел объявление: "Требуются машинисты" и пошел устраиваться на работу. Это помогает человеку избежать разочарований, а метрополитену - впустую не тратиться на подготовку кадров, которые все равно не будут работать. Неслучайно из 100 пришедших половина отсеваются за первые два-три дня знакомства с профессией, из оставшейся половины к началу обучения остается 25-30 человек.
Среди ваших нововведений еще одно - информационная стойка на станции метро "Комсомольская". С какой целью вы ее поставили?
Дмитрий Пегов: Каждый день в столицу приезжает из разных регионов страны и других стран более 3 миллионов человек. Почти все они первым делом спускаются в метро. И что видят? Таблички дежурных у эскалатора: "Справок не даем". А кто дает? Ну, к кому приезжим обратиться с вопросом как проехать в зоопарк? Как добраться с Ленинградского до Курского вокзала? И так далее. Спрашивают у прохожих и натыкаются на таких же только что приехавших в Москву людей. Я считаю, что метро - город под землей, который должен быть неразрывно связан с основным городом. Поставили стойку на "Комсомольской" - и только за январь получили 25 тысяч вопросов! Это ли не показатель востребованности службы? Сейчас команда, которой поручено заниматься ее развитием, анализирует все остальные станции с пассажиропотоком более 100 тысяч человек в сутки. Следующие информационные стойки поставим в самые востребованные места.
Письмо читателя: "Был зимой в Питере впервые за последние 20 лет. С интересом прокатился на местном метрополитене. Понял, что он намного опередил московскую подземку по чистоте и красоте переходов и вестибюлей. А главное, информативность питерских станций не идет в сравнение с нашими московскими. Везде есть стрелки, указатели, показывающие где выход, а где переход. Не планируете ли вы перенять опыт санкт-петербуржцев?"
Дмитрий Пегов: Планируем. Опытный проект новой навигации в Москве уже развернут с минувшей осени на станциях "Кузнецкий Мост", "Лубянка" и "Текстильщики". Скоро будет конкурс на обновление навигации во всем метро. Везде в течение 2016 года поменяем ее с учетом новой концепции и новых требований. Цель их - оформить станции и переходы так, чтобы человеку было проще ориентироваться.
Не так давно власти Лондона заявили, что некоторые линии лондонской подземки станут круглосуточными. Будет ли Москва перенимать этот опыт?
Дмитрий Пегов: Пока не планируем, в противном случае мы лишимся времени на технологические ночные работы, которые необходимы для безопасности метро.
Еще одно пожелание читателей: нельзя ли монотонные объявления из серии "будьте вежливы, уступайте места" разнообразить, например, рассказами о культурных памятниках, расположенных возле данной станции, к нам же приезжает много туристов?
Дмитрий Пегов: Думаю, что это проблематично и вот почему: в пути следования этот рассказ все равно не будет слышно из-за сильного шума. Кроме того, на остановках у нас слишком короткий промежуток времени между объявлением "Станция такая-то" и "Осторожно, двери закрываются". Если это время увеличить, то увеличится и общее время стоянки, что существенно скажется на графике движения поездов, так как машинист не имеет права закрыть двери до того, как прозвучит фраза: "Осторожно, двери закрываются". Этого мы тоже не можем позволить себе. Если поезда будут ходить реже, комфорта будет еще меньше.
"Но без рекламных-то щитов вы можете обойтись? - спрашивают читатели "РГ". - Ведь эта безвкусица просто уродует наш метрополитен?
Дмитрий Пегов: Доходы любого транспортного предприятия формируются из выручки от продажи билетов, так называемых небилетных доходов и субсидий государства. Реклама помогает нам гасить часть затрат на электроэнергию, амортизацию, зарплату. Каждый год она приносит в бюджет метро около 3 млрд руб. Можно, конечно, обойтись и без нее, и без киосков в переходах. Доходы это сократит, а вот расходы никуда не денутся. А реклама, между прочим, помогает еще и сдерживать рост тарифов в наше непростое время.
Но насколько удачное время выбрано для замены ларьков? Москва сейчас живет по антикризисному плану, а новые ларьки будут приобретаться за счет бюджета города!
Дмитрий Пегов: Новые торговые павильоны будут сданы в аренду в полтора раза дороже. Желающие арендовать их есть. Да и на станции "Новокосино", где их уже установили, ничего не пустует. Сейчас демонтированы старые павильоны на станциях "Марьино" и "Варшавская", после них поэтапно произойдет замена и на других станциях. В конечном счете это поможет городу снизить дотационную составляющую для содержания метро.
Дмитрию Пегову, одиннадцатому по счету начальнику Московского метрополитена, 41 год. Он родился в Самаре. Образование получил в Санкт-Петербурге, окончив государственный университет путей сообщения. Там же начал работу на железной дороге сначала помощником, а затем машинистом электропоезда. Участвовал в запуске первых скоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка", с 2010 года возглавлял Дирекцию скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД". В 2014-м году возглавил столичный метрополитен после того, как в отставку был отправлен его предшественник Иван Беседин.