Новости

10.03.2015 00:44
Рубрика: Digital

Приключения электроники

Рынок приходит в себя после предновогоднего ажиотажа ситуация
Российский рынок бытовой техники и электроники финишировал в 2014 году почти с рекордным ростом в 7,3%. По данным исследования GfK, оборот рынка в IV квартале 2014 года вырос на 28,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Но, несмотря на положительную динамику, ретейлеры столкнулись с рядом трудностей, которые начались в конце прошлого года и продолжатся в 2015-м. Вызовы и возможности российского рынка электроники обсудили крупнейшие мировые вендоры, дистрибьюторы и ретейлеры на 13-й международной конференции-выставке DISTREE EMEA 2015.

Эксперты пришли к выводу, что на рынок оказала сильное влияние геополитическая ситуация и нестабильность национальной валюты. "В 2014 году положительный рост рынка бытовой техники и электроники показали не все страны региона EMEA (включает Европу, Россию, Ближний Восток и Африку). Привлекать потребителей в некоторых регионах, в том числе в России, стало сложнее из-за падения национальной валюты. Самым прибыльным оказался сегмент гаджетов, - рассказал глобальный директор по исследованию IT-рынка GfK Руди Аункофер. - Сейчас можно выделить несколько основных трендов на рынке электроники. В сегменте ноутбуков - снижение веса и цены, рост востребованности беспроводных технологий. Следующим шагом станет возможность подключаться к сети всегда и везде. Еще один тренд в том, что пользователи стали более осведомлены в технологиях, поэтому требования к производителям повышаются. Технологии должны быть доступны и дёшевы. Разрабатывая стратегию, компаниям важно помнить, что они не должны находить потребителей для своих продуктов, они должны создавать продукты, необходимые потребителям".

В конце прошлого года российский рынок бытовой техники и электроники столкнулся с проблемой ограничения импорта. "Рост рынка продолжался в основном за счёт роста продаж смартфонов и планшетов. Очень важным оказался рост онлайн-продаж электроники, он достиг к концу года 70%, - рассказал исполнительный директор Ocean Solutions Игорь Снытко. - Среди потребителей стали более популярны бюджетные модели смартфонов (B-бренды), в том числе азиатские".

Последний квартал 2014 года стал необычным для всего российского рынка электроники. "Потребители ожидали дефицита товаров. Серьезные и резкие изменения курсов валют подтолкнули потребителей сделать покупки как можно быстрее и привели к ажиотажному спросу. Как следствие, спрос превысил обычный уровень IV квартала, особенно на товары длительного и ежедневного использования, такие, как холодильники, стиральные машины, телевизоры, - объяснили эксперты Gfk. - Потребители потратили значительную часть своих средств на покупку дорогой электроники, как им казалось, с целью инвестирования. В основном это касалось покупки телевизоров с размером диагонали более 50 дюймов и всех категорий домашних аудиосистем. Обе категории показали значительный рост - не менее 30% по сравнению с тем же периодом в 2013 году. Это и стало причиной прироста оборота по сектору почти на 15% по сравнению с 2013 годом".

По словам Игоря Снытко, в начале 2015 года ситуация выровнялась, но сейчас практически нет драйверов, которые могли бы поддержать рост рынка: "Российский рынок потребительской электроники сейчас сильно отстает от других, он зависит от цен на нефть и геополитической обстановки. Пока наш рынок составляет только 3% от мирового. Сейчас игрокам нужно совместно разработать стратегию выхода из ситуации. Нужно думать об оптимизации затрат и о том, как сделать выгодное предложение покупателям. Некоторые ретейлеры уже начинают заключать договоры исключительно в рублях по фиксированным ценам. Все становятся очень осторожны. Но на этой волне есть возможность продавать быстрее и больше, потому что барьер входа на рынок сильно снизился, стало больше места, и те компании, которые будут проводить грамотные маркетинговые коммуникации и займутся риск-менеджментом, смогут заработать".

По результатам исследования GfK, на российском рынке только сектор "Фото" оказался в минусе - со снижением оборота на 7%. Но в 2015 году и другие сегменты могут снизить рост. Ожидается, что в первом квартале 2015 года сократится спрос на крупную бытовую технику на 20-30% по отношению к прошлому году.

Рынок малой бытовой техники не показывал сильного роста в 2014 году, но в IV квартале тренд рынка изменился. Прирост в денежном выражении составил 10%, но продажи в штуках остались на уровне прошлого года. Основной прирост рынка пришелся на канал онлайн продаж, где составил 60%, при этом оборот в традиционном канале вырос на 20%.

Рынок портативных компьютеров больше всего выиграл от ажиотажных покупок конца года. Только в декабре 2014 года продажи были на 10% выше, чем в декабре 2013 года, а продажи за четвертый квартал 2014 года остались почти на том же уровне, что и в предыдущем году. Стационарные компьютеры и мониторы почти не выиграли от увеличения спроса в конце года - продажи товаров этих групп были на 15% ниже, чем в четвертом квартале 2013 года.

Электроника все больше переходит в модный бизнес - появляются разные дизайны спортивных браслетов и умных часов, очков и одежды. Подбирать одежду теперь можно через монитор смартфона и покупать в один клик

Удачным был прошлый год и для производителей телекомоборудования. Продажи на этом рынке выросли более чем на 14%, а по объему в штуках остались почти на том же уровне, что и в 2013 году. Продажи аксессуаров, "умных часов", спортивных браслетов утроились за последний квартал по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а продажи зарядников принесли на 90% больше денег. Традиционно высокий предновогодний спрос на смартфоны увеличился за счет внешних факторов, включая колебания курса валют. Но, как отметили аналитики, ажиотажный спрос может иметь противоположный эффект в первом квартале 2015 года. С растущим проникновением Интернета, как мобильного, так и стационарного, большее количество потребителей будет искать в Интернете выгодные альтернативные предложения.

В прошлом году также превзошли ожидания продажи офисного оборудования. Рынок печатающих устройств в четвертом квартале показал динамику на 10-15% выше ожидаемого. По данным исследовательской компании IDC, общемировые отгрузки широкоформатных принтеров (формат А2-А0+) в 2014 году выросли на 3,5% по сравнению с 2013 годом, а выручка от продаж снизилась примерно на 1%. Основной вклад в годовой рост внес четвертый квартал, когда вендоры и дистрибьюторы активизировали партнерские и маркетинговые программы, в том числе снизив цены. Это вместе с изменением курса доллара уменьшило выручку.

По мнению экспертов, в 2015 году хороший рост покажет рынок устройств для хранения данных. "Развитие информационных технологий будет стимулировать спрос на устройства для хранения данных по всем сегментам, - считает вице-президент европейского подразделения корпорации Toshiba по производству устройств хранения данных Мартин Ларсон. - Это будет продолжаться благодаря повышенному спросу на твердотельные накопители (SSD) высокой скорости и малого энергопотребления, а также диски более крупных емкостей. Наряду с высокой скоростью, низким энергопотреблением и большой емкостью, рынок также хочет более гибкие решения для хранения данных, которые максимизируют преимущества жестких дисков и твердотельных накопителей. Нужны решения, способные удовлетворить требования большого числа разных пользователей".

Участники DISTREE EMEA 2015 считают, что в 2015 году игрокам рынка придется разработать новые форматы взаимодействия с покупателями, чтобы сохранить рост продаж. "Главный тренд, на который нужно обратить внимание, в том, что продукция становится более персонифицированной. Для покупателей важно, чтобы они могли подобрать устройство под себя: по цвету, размеру, материалу, дисплею. Становится важно разнообразие вариантов. Больше никто не хочет одинаковые смартфоны. В этом плане очень преуспели производители "умных часов" и спортивных браслетов - с каждым годом на рынке появляется все больше вариантов, - отметил независимый консультант Раян Маккей. - Электроника все больше переходит в модный бизнес - появляются разные дизайны спортивных браслетов и умных часов, очков и одежды. Подбирать одежду теперь можно через монитор смартфона и покупать в один клик. Молодежные бренды уже полностью интегрированы в онлайн. Но для многих покупателей пока важным остается социальный аспект шопинга - насладиться процессом выбора, потрогать вещь. Для этого многие интернет-магазины открывают шоу-румы. Еще один тренд - использование программ лояльности: скидочных карт, бонусов и тому подобного. Это может привлечь и удержать покупателей. Кроме того, становится важно правильно упаковывать товар. Это касается и рынка электроники. Инвестиции в "зеленую упаковку", которая не наносит вред окружающей среде, формируют доверие потребителей".

Digital Технологии