В эскадре севастопольца собраны наши самые известные корабли и субмарины, которые вместе с Крымом "вернулись в родную гавань". За полвека своей судомодельной карьеры Владимир Петрович создал полторы сотни управляемых моделей, часть из них украшает флотские музеи страны. Еще в начале 2000-х увидеть корабли Гурова в действии тысячи зрителей могли на праздниках ВМФ - в Севастопольской бухте. Модели подлодок и крейсеров - длиной по 2-3 метра и весом под 150-200 кг - маневрировали на волнах и стреляли "огненным залпом". Гуров в парадном мундире капитана I ранга командовал эскадрой с причала, отправляя сигналы через пульт радиоуправления.
Знатоки отмечают доскональную схожесть гуровских кораблей с прототипами - на моделях масштаба 1:50 и 1:75 учтены все мелочи. Работа ювелирная - на корабль надо до 30 тыс. деталей!
- На изготовление подводного атомохода или надводного крейсера раньше у меня уходило год-полтора, - рассказывает он. - Сейчас же я на пенсии - и времени больше, и опыта меньше не стало, потому от цикла "стапелей" до спуска на воду проходит 3-4 месяца. Корпуса делаю из стеклоткани и эпоксидной смолы. Мои подлодки погружаются и всплывают, могут дать залп из установленных ракетниц. Вот вес атомохода "Тайфун" 120 кг - у меня 20 ракетных шахт, и он стреляет цветными ракетами.
Когда-то очередь к Петровичу была расписана на годы, как расписание гастролей у звездных артистов: фанаты судомоделизма платили от 2 до 5 тыс. долларов за боевую единицу. А ведь начинал он с липовых поделок. Детство его прошло вдали от морей - в Пермском краю, и он видел только баржи и теплоходы на Енисее. Из липы речной теплоход и вырезал. Позже уже курсантом в питерском училище подводников и во время службы на атомной подлодке Тихоокеанского флота модели делал по памяти и картинкам из журналов. Когда же его талант признали на всем ВМФ СССР, получил допуск главкома к секретному делопроизводству и уже мог пользоваться настоящими чертежами.
Ювелирное мастерство, с которым Гуров на досуге создавал модели советских кораблей, его командиры заприметили еще в Ленинградском ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола. Сначала курсанту стали заказывать сувениры к юбилеям флотоводцев, а потом его золотые руки понадобились и на самом высоком командно-партийном уровне. Владимиру Петровичу поручали ответственные миссии - разработку и изготовление подарков, которые от учебных заведений или флотов вручали людям, кораблям и съездам - ВЛКСМ, КПСС (от XXII по XVII включительно!) Среди особо памятных дарений он выделяет сувениры к 55-летнему юбилею "Авроры" и 70-летию "дорогого Леонида Ильича".
- Подарок Брежневу сначала прошел конкурс сил ВМФ СССР, - рассказывает Владимир Петрович, - и когда был признан лучшим, его 19 декабря 1976 года вручили генсеку. Это сувенирный комплекс из полудрагоценных камней и бронзы с миниатюрной копией подводного атомохода на фоне знамен ВМФ и СССР. Ну и профиль Ленина - само собой. После торжеств в Москве меня за работу наградили дефицитным портфелем из крокодиловой кожи. По тем временам он стоил 36 рублей.
Когда Гуров стал главным моделистом ВМФ СССР, ему неоднократно довелось создавать корабли для особо важных персон. Его модели в качестве сувениров от советских моряков увозили с собой из Москвы Фидель Кастро и его брат Рауль, главы компартий соцстран и стран третьего мира, а также друг Леонида Ильича - премьер Греции Андреас Папандреу. Получили по крейсеру от Гурова в 1989 году и главы делегаций - участников советско-американского саммита на Мальте.
- Минидиарама севастопольской бухты с Константиновским фортом и Памятником затопленным кораблям выполнена из апсидиана с бронзовыми элементами. А в композиции с ней макет крейсера "Слава" в масштабе 1:400 - из слоновой кости и зуба кашалота, - вспоминает Гуров.
Горбачеву тогда сувенир моряки вручили, а вот Дж. Бушу лично не успели. И наши передали гуровский сувенир командующему 6-м американским флотом вице-адмиралу Вильямсу с просьбой при случае доставить его в Белый дом.
На этой исторической встрече Владимир Петрович отличился не только подарками, но и спас от конфуза делегацию СССР. К берегам Мальты с нашей стороны были отряжены ракетный крейсер "Слава" и сторожевой корабль "Пытливый". Наши чуть не остались без прикрытия.
- При выходе из пролива Дарданеллы в Эгейское море разыгрался сильный шторм и у нас отказала двигательная установка, - поясняет Гуров, который со своими сувенирами находился на борту "Пытливого". - Я уже отдыхал в каюте врача, как вдруг раздался стук. За дверью кричали корабельные механики: "Петрович, выручай - у нас дизель-компрессор стал!". Ситуация такая: воздуха нет и турбину никак не запустить - и корабль при этом как дрова в море. Я посмотрел, что там к чему и на несколько часов привязался к токарному станку, стал вытачивать детали - с металлами я, в общем-то, общаться умею - все-таки заслуженный рационализатор СССР. Поломку устранили, в итоге к Мальте прибыли вовремя.
Из скромности он не отметил, что по заключению экспертов уже на базе подобную проблему можно было устранить только в заводских условиях. Гурова опять отметили - грамотой от главкома ВМФ.
Севастополь во все времена был востребован и "киношниками". Приобщился к съемкам и Владимир Петрович. В 1984 году режиссер Николай Засеев-Руденко снимал здесь телефильм "Слушать в отсеках" с Борисом Щербаковым в главной роли (командир подлодки Логинов) и ему понадобилась помощь Гурова: "Хотим эффектно снять погружение подлодки, чтоб перископ был и ракетные стрельбы, но что-то с реальным кораблем ничего у нас не получается".
- Еще бы, - уточняет Гуров, - при высоте корпуса реальной субмарины до 12 метров и длине до 150 метров в кадре - как бы не изощрялись операторы - зрители ничего, кроме сплошной черной стены и винта, не увидят. Ведь прозрачность моря от силы метров 40.
На съемки он привез 80-килограммовую модель подводного ракетного крейсера К-477. В конце 1960-х он сам на таком же служил - на Камчатке. Модель выполняла 40 команд. Она маневрировала на глубине 5 метров. Потом выходила курсом на подводного оператора, а уже перед объективом по команде Гурова открывались крышки четырех шахт и залпом вылетали баллистические ракеты.
Когда в 1985 году фильм вышел на экраны, компьютерной графики у нас еще в помине не было - даже флотские специалисты не догадались, что в кадре впечатляющий ракетный залп произвела радиоуправляемая модель.
На съемках фильма "Черный океан" (1998) с Андреем Ростоцким, Владимиром Конкиным и Львом Прыгуновым в главных ролях та же модель К-477 уже работала на глубине 12,5 метра. По сценарию подводникам пришлось спасать мир от глобальной катастрофы. И Гуров повел свою субмарину к кратеру подводного вулкана, чтобы уничтожить новое термоядерное оружие.
- На такой глубине лодка отработала 53 минуты, - докладывает каперанг. - Опять же пришлось имитировать стрельбу баллистическими ракетами. Эта модель, кстати, до сих пор на ходу.