12.03.2015 00:25
    Поделиться

    Севастополец собрал удивительную коллекцию моделей военных кораблей

    Капитан первого ранга Владимир Гуров сохранил в Крыму все свои корабли и подводные лодки под Андреевским флагом
    Владимиру Гурову в печальный период раздела Черноморского флота удалось сохранить все свои корабли и подводные лодки под Андреевским флагом. За это сослуживцы прозвали его главнокомандующим неделимого флота.

    В эскадре севастопольца собраны наши самые известные корабли и субмарины, которые вместе с Крымом "вернулись в родную гавань". За полвека своей судомодельной карьеры Владимир Петрович создал полторы сотни управляемых моделей, часть из них украшает флотские музеи страны. Еще в начале 2000-х увидеть корабли Гурова в действии тысячи зрителей могли на праздниках ВМФ - в Севастопольской бухте. Модели подлодок и крейсеров - длиной по 2-3 метра и весом под 150-200 кг - маневрировали на волнах и стреляли "огненным залпом". Гуров в парадном мундире капитана I ранга командовал эскадрой с причала, отправляя сигналы через пульт радиоуправления.

    Ювелирная точность

    Знатоки отмечают доскональную схожесть гуровских кораблей с прототипами - на моделях масштаба 1:50 и 1:75 учтены все мелочи. Работа ювелирная - на корабль надо до 30 тыс. деталей!

    - На изготовление подводного атомохода или надводного крейсера раньше у меня уходило год-полтора, - рассказывает он. - Сейчас же я на пенсии - и времени больше, и опыта меньше не стало, потому от цикла "стапелей" до спуска на воду проходит 3-4 месяца. Корпуса делаю из стеклоткани и эпоксидной смолы. Мои подлодки погружаются и всплывают, могут дать залп из установленных ракетниц. Вот вес атомохода "Тайфун" 120 кг - у меня 20 ракетных шахт, и он стреляет цветными ракетами.

    Когда-то очередь к Петровичу была расписана на годы, как расписание гастролей у звездных артистов: фанаты судомоделизма платили от 2 до 5 тыс. долларов за боевую единицу. А ведь начинал он с липовых поделок. Детство его прошло вдали от морей - в Пермском краю, и он видел только баржи и теплоходы на Енисее. Из липы речной теплоход и вырезал. Позже уже курсантом в питерском училище подводников и во время службы на атомной подлодке Тихоокеанского флота модели делал по памяти и картинкам из журналов. Когда же его талант признали на всем ВМФ СССР, получил допуск главкома к секретному делопроизводству и уже мог пользоваться настоящими чертежами.

    Ювелирное мастерство, с которым Гуров на досуге создавал модели советских кораблей, его командиры заприметили еще в Ленинградском ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола. Сначала курсанту стали заказывать сувениры к юбилеям флотоводцев, а потом его золотые руки понадобились и на самом высоком командно-партийном уровне. Владимиру Петровичу поручали ответственные миссии - разработку и изготовление подарков, которые от учебных заведений или флотов вручали людям, кораблям и съездам - ВЛКСМ, КПСС (от XXII по XVII включительно!) Среди особо памятных дарений он выделяет сувениры к 55-летнему юбилею "Авроры" и 70-летию "дорогого Леонида Ильича".

    - Подарок Брежневу сначала прошел конкурс сил ВМФ СССР, - рассказывает Владимир Петрович, - и когда был признан лучшим, его 19 декабря 1976 года вручили генсеку. Это сувенирный комплекс из полудрагоценных камней и бронзы с миниатюрной копией подводного атомохода на фоне знамен ВМФ и СССР. Ну и профиль Ленина - само собой. После торжеств в Москве меня за работу наградили дефицитным портфелем из крокодиловой кожи. По тем временам он стоил 36 рублей.

    Модели для Кастро и Буша

    Когда Гуров стал главным моделистом ВМФ СССР, ему неоднократно довелось создавать корабли для особо важных персон. Его модели в качестве сувениров от советских моряков увозили с собой из Москвы Фидель Кастро и его брат Рауль, главы компартий соцстран и стран третьего мира, а также друг Леонида Ильича - премьер Греции Андреас Папандреу. Получили по крейсеру от Гурова в 1989 году и главы делегаций - участников советско-американского саммита на Мальте.

    - Минидиарама севастопольской бухты с Константиновским фортом и Памятником затопленным кораблям выполнена из апсидиана с бронзовыми элементами. А в композиции с ней макет крейсера "Слава" в масштабе 1:400 - из слоновой кости и зуба кашалота, - вспоминает Гуров.

    Горбачеву тогда сувенир моряки вручили, а вот Дж. Бушу лично не успели. И наши передали гуровский сувенир командующему 6-м американским флотом вице-адмиралу Вильямсу с просьбой при случае доставить его в Белый дом.

    На этой исторической встрече Владимир Петрович отличился не только подарками, но и спас от конфуза делегацию СССР. К берегам Мальты с нашей стороны были отряжены ракетный крейсер "Слава" и сторожевой корабль "Пытливый". Наши чуть не остались без прикрытия.

    - При выходе из пролива Дарданеллы в Эгейское море разыгрался сильный шторм и у нас отказала двигательная установка, - поясняет Гуров, который со своими сувенирами находился на борту "Пытливого". - Я уже отдыхал в каюте врача, как вдруг раздался стук. За дверью кричали корабельные механики: "Петрович, выручай - у нас дизель-компрессор стал!". Ситуация такая: воздуха нет и турбину никак не запустить - и корабль при этом как дрова в море. Я посмотрел, что там к чему и на несколько часов привязался к токарному станку, стал вытачивать детали - с металлами я, в общем-то, общаться умею - все-таки заслуженный рационализатор СССР. Поломку устранили, в итоге к Мальте прибыли вовремя.

    Из скромности он не отметил, что по заключению экспертов уже на базе подобную проблему можно было устранить только в заводских условиях. Гурова опять отметили - грамотой от главкома ВМФ.

    Киноэпизоды Гурова

    Севастополь во все времена был востребован и "киношниками". Приобщился к съемкам и Владимир Петрович. В 1984 году режиссер Николай Засеев-Руденко снимал здесь телефильм "Слушать в отсеках" с Борисом Щербаковым в главной роли (командир подлодки Логинов) и ему понадобилась помощь Гурова: "Хотим эффектно снять погружение подлодки, чтоб перископ был и ракетные стрельбы, но что-то с реальным кораблем ничего у нас не получается".

    - Еще бы, - уточняет Гуров, - при высоте корпуса реальной субмарины до 12 метров и длине до 150 метров в кадре - как бы не изощрялись операторы - зрители ничего, кроме сплошной черной стены и винта, не увидят. Ведь прозрачность моря от силы метров 40.

    На съемки он привез 80-килограммовую модель подводного ракетного крейсера К-477. В конце 1960-х он сам на таком же служил - на Камчатке. Модель выполняла 40 команд. Она маневрировала на глубине 5 метров. Потом выходила курсом на подводного оператора, а уже перед объективом по команде Гурова открывались крышки четырех шахт и залпом вылетали баллистические ракеты.

    Когда в 1985 году фильм вышел на экраны, компьютерной графики у нас еще в помине не было - даже флотские специалисты не догадались, что в кадре впечатляющий ракетный залп произвела радиоуправляемая модель.

    На съемках фильма "Черный океан" (1998) с Андреем Ростоцким, Владимиром Конкиным и Львом Прыгуновым в главных ролях та же модель К-477 уже работала на глубине 12,5 метра. По сценарию подводникам пришлось спасать мир от глобальной катастрофы. И Гуров повел свою субмарину к кратеру подводного вулкана, чтобы уничтожить новое термоядерное оружие.

    - На такой глубине лодка отработала 53 минуты, - докладывает каперанг. - Опять же пришлось имитировать стрельбу баллистическими ракетами. Эта модель, кстати, до сих пор на ходу.

    Поделиться