В письме, направленном в Минэкономразвития, главный банк страны соглашается с установлением временного моратория "на принудительное отчуждение недвижимого имущества валютных ипотечных заемщиков, если эта недвижимость является единственным пригодным для проживания помещением", сообщает Интерфакс со ссылкой на собственные источники. Таков ответ ЦБ РФ на внесенный в конце января депутатами Госдумы законопроект о внесение в законодательство изменений, связанных с "обеспечением исполнения обязательств должников по договорам кредитования".
Сам законопроект содержит два предложения. Во-первых, дополнить действующий закон об ипотеке положением, по которому купленная по валютной ипотеке недвижимость, находящаяся в залоге у коммерческих банков, не подлежит взысканию до 1 января 2016 года. Второе предложение парламентариев - установить для валютных ипотечных заемщиков "щадящий курс", не превышающий "115% верхней границы валютного коридора, установленного для валюты кредита Банком России и действовавшего на момент заключения кредитного договора", а если Банком России на момент заключения кредитного договора валютный коридор для валюты кредита установлен не был, то "120% от действовавшего на момент заключения кредитного договора курса рубля к валюте кредита".
Первое предложение Центральный банк поддержал, а второе - нет, отметив, что "в законопроекте не представлен источник и механизм компенсации значительных убытков, которые понесут кредиторы при его реализации".
"РГ" уже сообщала, что до осеннего падения курса российского рубля валютные ипотечники России была должны коммерческим банкам в пересчете на отечественную валюту более 106 миллиардов рублей. При пересчете этих долгов на нынешний курс сумма выросла примерно до 180 млрд рублей. По словам вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, примерно 80 процентов валютных ипотечников - это жители Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, в основном, представители лишь нарождающегося в стране среднего класса. Именно эти люди могут оказаться на улице по искам коммерческих банков.
Центральный банк согласен дать им почти годовую отсрочку - с учетом вступления в силу будущим летом уже принятого закона о банкротстве физических лиц. Что будет потом - неизвестно. Как говорят в Госдуме, проблему нужно решать незамедлительно, не оставляя должников "под дамокловым мечом" внезапно выросшего долга - с совершенно неясной перспективой.