По данным исследования "Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков информационных технологий", проведенного независимым аналитическим агентством IDC по заказу Московской биржи и РВК, наиболее динамичным является сегмент программного обеспечения (ПО). Его ежегодный рост в последние несколько лет превышал 6%. Быстрее всего развивается категория приложений для организации совместной работы: решений для внутрикорпоративных социальных сетей и совместного доступа к файлам, а также для управления базами данных и аналитики. Неизменно высокий спрос сохраняется на решения для управления ресурсами предприятия и отношениями с клиентами, а также ПО для обеспечения безопасности. Наиболее крупным сегментом рынка по объему расходов является оборудование: рост объемов информации стимулирует спрос на серверы и системы хранения данных.
Согласно исследованию, в среднесрочной перспективе существуют четыре стратегических направления ускоренного развития IT: облачные технологии, аналитика больших объемов данных (Big Data), интеграция мобильных устройств и технологий социальных сетей в корпоративную среду.
По данным IDC, объем российского рынка IT в 2013 году составил 34,49 млрд долл., что на 0,8% больше, чем годом ранее. Сегмент IT-оборудования по-прежнему занимает большую часть рынка (63,1%), однако, по сравнению с предыдущим годом, его доля сократилась на 2,4%. Ожидается, что тенденция к закупке дорогостоящего оборудования станет характерна лишь для крупных организаций, предпочитающих иметь собственную ITинфраструктуру. Компании же малого и среднего бизнеса постепенно переориентируются на облачные решения, что позволит им сэкономить значительные средства. Согласно исследованиям IDC, затраты на публичные облачные (операционные) услуги в мире приблизятся в 2016 году к 100 млрд долларов. Расходы на публичные облачные услуги в период 2013-2018 годов будут расти в пять раз быстрее, чем совокупные расходы на IT.
"Процесс перевода IT-сервисов в облачную среду принимает лавинообразный темп. Для этого у компаний есть вполне понятная мотивация - бизнес должен концентрироваться на решении сопутствующих бизнес-задач, сокращая траты на большие внутренние ITдепартаменты, которые в кризис будут проходить через неизбежный процесс оптимизации. Уход в "облако" сулит видимую финансовую выгоду, и это позволяет корпорациям концентрироваться на вложении денег в свои фокусные целевые программы развития, нежели чем в сопутствующие расходы, - объяснил директор по развитию бизнеса и продажам ClickSoftware в России и СНГ Марк Беленький. - Что касается корпоративной мобильности, с проникновением мобильных решений и социальных сетей в повседневную жизнь стало понятно, что и бизнес не останется в стороне от глобального тренда. Опыт последних нескольких лет показывает, что количество "мобильно ориентированных" заказчиков в значительной мере превалирует над организациями, не использующими в своей деятельности подобных решений. Объяснение у этого феномена предельно простое - мобильные технологии позволяют намного гибче и быстрее реагировать на изменение ситуации, особенно когда происходит какой-либо внештатный случай. В ситуации, когда конкуренция в борьбе за удовлетворение потребностей клиентов обостряется до предела, победит тот, кто сможет отреагировать на запрос в любом месте и в любое время".
Решения, основанные на работе с Big Data, также продолжают разрушать общую картину маркетинга. "Особенно это касается электронной коммерции, банковских услуг и других видов клиентского онлайн-сервиса. По сути, мы находимся еще только на самых первых этапах к пониманию возможностей алгоритмов машинного обучения в миксе маркетинговых каналов. В ближайшие годы большим спросом будут пользоваться технологии, которые предлагают автоматизированные маркетинговые решения, основанные на анализе поведения пользователя онлайн, - считает CEO и сооснователь маркетинговой SaaS-платформы Flocktory Саймон Проект. - Компании видят, что Вig Data решения могут не только предоставлять лучшую эффективность за счет автоматизации, но и что таргетированные персонализированные предложения покупателям имеют лучшую конверсию и высокие измеримые результаты. Наибольшее внимание будет к продуктам, которые могут совмещать огромные объемы данных, собранные из множества различных источников и принимать решения об изменении сценария работы с покупателем в реальном времени с конкретными результатами в разных каналах".
По мнению экспертов, российский IT-рынок будет разделять все тенденции мирового. "Очевидно, будут востребованы те технологии, которые позволят компаниям решать свои задачи при существенном сокращении IT-бюджетов. При этом качество решения задач не должно страдать. Облачные технологии выглядят наиболее перспективно - процесс ухода от создания своего центра обработки данных или IT-инфраструктуры к использованию IT как услуги начался давно. И сегодня этот процесс только ускорится. Есть спрос - будет и предложение, - отметила директор по продажам, корпоративный бизнес Dell в России Светлана Мишина. - Что касается интеграции мобильных устройств (BYOD), то этот процесс не остановит никакой кризис. Наоборот, зарубежные и российские разработки в этом направлении только демонстрируют возросший интерес и потребность в данных технологиях"