Эксперт: Российский рынок остается привлекательным для автогигантов

Пока одни автоконцерны уходят из России, другие сообщают об открытии новых производств. По мнению экспертов, желание Volkswagen построить в Калуге завод по производству двигателей говорит о том, что ситуация в нашей экономике не так плоха, как кажется на первый взгляд.

По словам пресс-секретаря Андрея Гордасевича, немецкая компания продолжит очень активно работать на российском рынке. "Мы выпускаем в России новые модели. В этом году откроется завод по производству двигателей в Калуге, - цитируют официального представителя Volkswagen информационные агентства. В него Volkswagen уже вложил около 250 миллионов евро, и будет выпускать двигатели объемом 1,6 литра в количестве около 600 штук в день. Предсерийный выпуск стартовал в феврале. Соответственно, не за горами и поточное производство. Но и без оптимизации производства все-таки не обойдется. На автомобильном конвейере может начаться сокращение персонала. Но люди смогут перейти на тот самый новый завод по выпуску двигателей. Будет набор и на склады в Московской области.

Не собирается покидать Россию и концерн Ford, а также еще целый ряд иностранных автомобильных производителей. Уже прозвучали (и в СМИ, и среди экспертного сообщества) заявления представителей Renault, Hyundai, Toyota, Nissan и BMW, что их компании не планируют сворачивать производство автомобилей в России.

Говорят ли подобные заявления о том, что ситуация далека от кризисной? Или компании просто следуют законам бизнеса и, что называется, "столбят место", которое освободили уехавшие из России на своих четырех Chevrolet и Opel?

Последний, кстати, как уже писала "РГ", решил усилить свое присутствие на рынке Украины. Об этом в интервью порталу AutoConsulting сообщил региональный руководитель Opel по Украине и новым рынкам Рой Найгард. Хотя, учитывая состояние украинской экономики, сразу возникает вопрос - кто в Незалежной станет покупать не самые дешевые автомобили? Тем более, что уход с российского рынка обернется для концерна потерями порядка 600 миллионов долларов. Их надо будет оперативно возвращать, а быстрее всего, по законам рынка, это можно сделать за счет роста цен.

Те 8-12 процентов от общего рынка, которые занимали автомобили марок Chevrolet и Opel, являлись достаточно серьезными объемами, говорит исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. Их было непросто добиться. И точно так же очень непросто будет восполнить, причем не только за счет работы на других рынках, но и при возвращении обратно, если такое желание появится, уверен эксперт.

Особенно на Украине, продолжает Удалов: "Маленький украинский рынок, даже если это будет со стороны Opel, ограничиваться только поставками импортных машин, а не сборкой из комплектов на месте, вряд ли окажется способен переварить в большом количестве новые автомобили". И напоминает, что объективные трудности со сбытом у GM не только на территории России, но и в Европе. И это понятно - сегодня мировая экономика чувствует себя не самым лучшим образом. Не до жиру, как говорится, не то что до новых современных автомобилей. Статистика показывает, что все больше автолюбителей смотрят в сторону подержанных машин. "Но с точки зрения бизнеса и глобальных объемов выпуска (чем они больше, тем эффективнее), отъезд популярных марок из России - действительно не самое правильное решение", - поделился своим мнением Сергей Удалов.

Хотя он не скрывает, что ситуация на отечественном автомобильном рынке действительно очень серьезная. Спад продаж коснулся абсолютного большинства марок и моделей. Хотя уверенность в том, что падение остановится, есть. "Но когда это будет - большой вопрос, - говорит эксперт, - так как все зависит не только от макроэкономических, но и геополитических факторов".

Но первые положительные перемены уже наметились. Что признали и аналитики Bloomberg, которых трудно заподозрить в любви к нашей экономике. Однако и они уверяют, что ситуация стала улучшаться. Снизились колебания рубля. Акции российских компаний хорошо продаются и приносят доход.

Серьезный инвестор, конечно, руководствуется не только оценками агентств, хотя Bloomberg вполне достоин доверия, считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец. "Позитивные сигналы в том числе связаны и с другими факторами. Массовый отток капитала прекратился, выплаты - февральский пик - пройдены, хотя остаются некоторые политические риски, плюс невысокая цена на нефть", - перечислил он.

В то же время, подчеркивает эксперт, в любом случае это лучше, чем ожидалось. "Но окончательно говорить о том, что кризис пройдет, все-таки еще рано, и серьезные инвесторы тоже это понимают", - резюмировал он.

Но каждый делает свой вывод: одни уходят, другие начинают новые проекты. А кто из них будет пить шампанское, покажет время. Большинство экспертов "делают ставку" на вторых.


Автор:Инфографика РГ / Мария Пахмутова / Ангелина Жукова