Паейтт, по его словам, провел на днях "разъяснительную беседу" с Коломойским и довел до его сведения, что "закон джунглей, который существовал во времена Януковича - это рецепт трагедии и катастрофы для Украины". Непосредственное участие США и персонально посла в конфликте вокруг "Укрнафты" и "Укртранснафты" подтвердил и участник конфликта с президентской стороны, депутат Верховной рады Сергей Лещенко, заявивший, что поправки к закону "Об акционерных обществах", ставшие спусковым крючком к началу противостояния олигарха с центральной властью, были приняты "по звонку из США". "Здесь не столько депутатов удалось уговорить, здесь просто был звонок из Вашингтона нашему руководству", - заявил бывший журналист Лещенко. По его мнению, ручное управление из-за океана он считает допустимым и полезным: "Это было прямое указание, чему я очень рад. Я считаю, что именно такими методами нужно делать реформы на Украине".
Выгоду от такого подхода в Вашингтоне действительно могут получить многие. Например, вице-президент Джо Байден, чей сын Хантер входит в состав совета директоров созданной в 2013 году украинской добывающей компании "Burisma Holdings" - самой крупной, исходя из размера уставного фонда, и единственной абсолютно частной. И хотя по факту добыча газа и нефти "Бурисмой" так начата и не была, юридически она вполне может участвовать в переделе не только нефтегазового рынка, но и в получении контроля над многострадальной газотранспортной системой Украины. Не случайно Верховная Рада в минувшем августе приняла законопроект о реформировании системы управления "трубой". "Цель закона - иметь ЕС и США как операторов украинской газотранспортной системы", - заявлял, презентуя закон, премьер-министр Украины Арсений Яценюк, бывающий в американском посольстве не реже, чем в здании правительства.
Джо Байден - далеко не единственный, кто заинтересован в устранении Коломойского из "Укртранснафты", "Укрнафты" и в целом из бизнеса. Например, связанный с семейством Клинтонов "именной" фонд Clinton Foundation, чьим полномочным представителем и партнером на Украине является олигарх и зять экс-президента Кучмы Виктор Пинчук. За 15 лет своей деятельности фонд больше всего денег инвестировал именно в Украину, и только - потом в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Нигерию. Речь идет о десятках миллионов долларов, вложенных в лоббизм и "создание нового поколения управленцев". Вероятно, пришло время дать управленцам поле для деятельности и получить дивиденды. К слову, помимо прочих, Коломойский считает именно Пинчука одним из инициаторов атаки на себя.
И уже притчей во языцех стала связь Петра Порошенко с бизнес-империей Ротшильдов. Именно через инвестиционную компанию Rothschild & Cie Gestion он обещал продать весь свой бизнес, чего, впрочем, до сих пор не произошло. И это значит, что у почтенной династии еще немало незаконченных дел с украинским президентом.
Впрочем, сам Коломойский, мало зависящий от американцев и хранящий деньги в Швейцарии и на Кипре, пока демонстрирует непокорность американскому послу. "Укрнафта" и "Укртранснафта" по-прежнему остаются в его руках, а "охранные" структуры не демонстрируют желания разоружаться, как того потребовали от них глава МВД Арсен Аваков и руководитель Службы Безопасности Валентин Наливайченко - еще один человек в киевской верхушке, которого давно называют агентом США. К слову, требование разоружить или вырвать из-под контроля Коломойского карательные батальоны, как утверждают некоторые украинские эксперты - это тоже обязательное условие США, при выполнении которого Киев, возможно, получит так долго выпрашиваемое оружие.
Пока же к начавшемуся переделу собственности подключились и другие крупные бизнесмены. Например, известный футбольный функционер и коммерсант Григорий Суркис вчера через Киевский хозяйственный суд оспорил приватизацию ПАО (публичное акционерное общество) "Днепрэнерго", которым сегодня владеет холдинг ДТЭК - структура олигарха Рината Ахметова. Причем ответчиками должны стать не только ДТЭК, но и правительство Украины, которое вместе с Фондом государственного имущества не обеспечило конкурентных условий при продаже одной из самых крупных региональных энергосбытовых компаний. Примечательно, что синхронно с Суркисом реприватизации "Днепрэнерго" через суд потребовал и Игорь Коломойский, поскольку "Днепрэнерго" снабжает электричеством его вотчину - Днепропетровскую область, а также часть Запорожской, и значит, контроль над компанией для него жизненно важен.
Наконец, в Верховную Раду в понедельник вечером внесен законопроект, прямым текстом отменяющий поправки к закону "Об акционерных обществах", лоббировавшемуся Пайеттом. Соответственно, теперь противостояние между олигархами, к числу которых относится и Петр Порошенко, проходящее при посредничестве американского посла, может перейти в суды и парламент, где позиции Коломойского сильнее, чем у многих.
Из фракции Блока Петра Порошенко в парламенте начали выходить депутаты. В понедельник ее состав со скандалом покинули четыре народных избранника. Причем один из них, Виталий Куприй, напоследок выставил президенту список обвинений из десяти пунктов. В числе которых получение прибыли от падения курса гривны, провал всех без исключения реформ, давление на правосудие, невыполнение предвыборных обещаний. Однако самое значительное - обвинение президента в военных преступлениях. Этот пункт звучит так: "нарушил международные обязательства Украины перед Евросоюзом и остановил процесс ратификации Римского статута Международного уголовного суда, чтобы не сесть самому за решетку за массовые убийства мирного населения на Донбассе".