"Каждое второе обращение касается агрессии и киберпреследования", - утверждает директор по социальным проектам Фонда развития Интернет Владимир Шляпников. Сегодняшние дети в Сети живут. У них там друзья, фермы и прочее игровое хозяйство, требующее постоянного "ухода". И когда агрессивные "коллеги" по Всемирной паутине заводят страницу ненависти с твоими фотографиями и украшают ее оскорбительными комментариями, которые видны твоим друзьям, - это трагедия. "Известны случаи, когда виртуальная травля доводила ребенка до суицида", - говорит Шляпников.
На втором месте по числу обращений - вопросы защиты от хакерских взломов. С этим сталкивается каждый третий юный пользователь Интернета. И замыкают тройку детских интернет-проблем разнообразные виды мошенничества. Самым частым является покупка товаров, например, музыки или игр, расплатиться за которые можно по смс. При этом деньги с телефона снимаются, а обещанная игрушка остается недоступной. К тому же хакерские технологии дошли до того, что иной раз кража денег и заражение гаджета вирусом происходят одновременно.
Подростки во все времена одинаковы - им легче поделиться проблемой с чужим человеком, чем с родителями. Этим и объясняется растущая популярность "горячей линии", количество обращений на которую за год удвоилось. На том конце провода сидят психологи, хорошо разбирающиеся в компьютерных настройках. Но что они могут сделать?
"Если ребенок представился, мы можем связаться с администратором сайта, на котором его травят, и попросить заблокировать все негативные комментарии, - уверяет Шляпников. - В случаях, когда речь идет о сексуальном преследовании, предлагаем помочь составить заявление в правоохранительные органы". Проблема в том, что линия анонимная и заставить подростка назвать свои имя-фамилию психологи не могут. Но могут предложить позвонить еще раз - как правило, во время второго звонка дети становятся более разговорчивыми. Могут оказать консультацию по разблокировке компьютера или телефона, если пользователь словил несложный вирус, и обозначить признаки сетевого мошенничества, чтобы ребенок не попался на него второй раз. Они, кстати, просты: если для подтверждения покупки контента вас просят отправить смс, пройти по ссылке, присланной на телефон или почту, ввести пароли и другие личные данные или оплатить "всего лишь" доставку товара - дело нечисто.
Технические возможности для работы "горячей линии" предоставляет компания МГТС. Это один из социальных проектов, который, видя его востребованность, компания решила расширить. И с прошлого года запустила сервис "Белый Интернет".
"Мы предлагаем пользователям самим определять, какой контент они хотят иметь внутри своей домашней сети, - рассказывает начальник управления по связям с общественностью МГТС Татьяна Мартьянова. - Для этого нужно завести на нашем сайте личный кабинет, позволяющий самим выставить определенные ограничения при пользовании Интернетом". Можно, например, лимитировать работу в Сети по времени. Выставить фильтрацию по возрасту - и умные фильтры сами определят, на какие сайты разрешать заходить ребенку, а какие должны быть заблокированы. Или по тематике, когда автоматически будут блокироваться сайты, связанные, к примеру, с насилием, сексом или играми-стрелялками.
"Сервис "Белый Интернет" - бесплатная услуга для тех, кто пользуется высокоскоростными тарифами, а таких среди наших клиентов большинство. Пользователи низкоскоростных тарифов платят за фильтрацию 100 рублей в месяц", - говорит Мартьянова.
Сегодня доступ к сервису имеют все абоненты МГТС, а это 1,1 млн домохозяйств. Но специалисты компании продолжают двигать безопасный Интернет в массы. В прошлом году они вместе с Фондом развития Интернет организовывали мастер-классы в московских парках, на которых любой отдыхающий мог узнать о том, как эффективно защитить своих детей от сетевых угроз и мошенничеств, а свои гаджеты - от вирусов. "С наступлением теплого сезона мы возобновим парковые мастер-классы", - обещает Мартьянова. Узнать о том, где и когда в этом году начнутся ликбезы для пользователей, можно на сайтах Фонда развития Интернет и МГТС.
Кстати
"Горячая линия" психологической помощи "Дети онлайн" будет полезна и взрослым. Если вы замечаете, что ребенок резко потерял интерес к социальным сетям, в которых раньше общался часами, вздрагивает от звука оповещения о приходящих сообщениях, закрыл вам доступ на свои страницы в качестве друга - не исключено, что он стал жертвой виртуальной агрессии и домогательств. Обратитесь за помощью психологов по телефону: 8-800-25-000-15