Цены ударили по кошельку владельцев кошек и собак еще в декабре прошлого года, увеличившись сразу на десять-пятнадцать процентов, и они продолжают расти. В итоге еда для домашних питомцев подорожала почти вдвое, ветеринарная продукция - на пятнадцать-двадцать процентов. Столь резкий скачок в СФО наблюдают впервые за последние пять лет. Продавцы признаются, что самыми невостребованными оказались товары, рассчитанные на содержание породистых животных. Речь, в частности, идет о профессиональных и лечебных кормах.
- Как только товары подорожали, взоры людей с достатком сразу переметнулись на нижние полки. А массовый покупатель, в том числе молодежь и пенсионеры, и вовсе начал пропадать. За последний месяц из-за низкого спроса наша выручка сократилась в два раза, - делится проблемами владелец одного из омских зоосалонов.
Причина стремительного роста цен на товары для домашних животных лежит на поверхности. По данным СПЗ, сегодня девяносто процентов всех кормов, представленных на российском рынке, производят транснациональные корпорации на местных заводах. Однако сырье везут из-за границы. Отечественные изготовители, на долю которых приходится остальные десять процентов, также подняли цены. Ведь подорожали мясо, рыба, овощи, зерно и другие пищевые ингредиенты, а также бумага и упаковочные материалы, которые многие отечественные предприятия завозят из Европы. Плюс растущие транспортные расходы.
Но в целом российский корм для домашних животных все-таки остается дешевле заграничного. Одна беда - не всем питомцам он по вкусу. "Собаки практически не замечают подмены, а вот коты, привыкшие к иностранным продуктам, категорически отказываются есть паштеты и рагу местного приготовления", - говорят покупатели.
Между тем производителям, стремящимся потеснить на рынке зарубежных конкурентов, приходится учитывать вкусы хвостатых и полосатых потребителей. По данным ассоциации производителей кормов, жители России содержат порядка пятидесяти миллионов кошек и собак. В городах СФО домашние животные есть у каждой второй семьи.
В прошлом году объем покупок кормов вырос на десять-пятнадцать процентов. Однако в 2015-м складывается противоположная тенденция: продавцы зоомагазинов признают, что новый товар будут покупать у поставщиков еще по более высокой цене.
В Москве и Санкт-Петербурге уже начали закрывать мелкие торговые точки по продаже зоотоваров. Владельцы сетевых зоомагазинов настроены более оптимистично. "Год будет тяжелым, но мы уже переживали подобную ситуацию в 2008-м. Люди не перестанут любить и кормить своих домашних питомцев, а значит, спрос и перспектива останутся", - утверждают они.
Сегодня российские предприятия по производству кормов для домашних животных работают в Тверской и Ленинградской областях. Но в условиях экономического спада расширить этот список будет довольно сложно. В Омской области, например, действует около десятка мясо- и птицеперерабатывающих заводов, столько же цехов, плюс семь предприятий, специализирующихся на производстве консервов. Однако для того чтобы наполнить кошачью миску кормом конкурентного уровня, необходимо не только качественное сырье, но и новейшее оборудование, технологии, упаковка, логистика.
Впрочем, возможно, еду для домашних животных все-таки начнут производить и в Сибири. Весной этого года в Омске планируют запустить в эксплуатацию крупнейший в регионе комбикормовый завод. Первая очередь предприятия будет ориентирована на производство кормов для свиней, крупного рогатого скота, птиц. Но затем дойдет очередь и до комнатных животных. Примерно по такому же принципу построена деятельность Гродненского комбикормового завода. Так что сибирякам есть у кого перенять прогрессивный опыт.