Большим весенним циклом сольных концертов в залах Москвы и Петербурга пианист Алексей Чернов отметит 100-летие памяти самого загадочного и непостижимого явления в русской музыке - Александра Скрябина. Все творчество композитора - это живая сверкающая материя звука, наполненная эфирными прозрачностями, необычными гармониями, пульсирующая лавами звуковых и световых потоков. Это музыка "другого измерения", пытающаяся проникать в сферы, где открывается первичный хаос "начала начал", где мрак зияющей космической пропасти и холод звездных огней. Скрябин сотворил свою Вселенную, веря, что через его звуковую материю можно изменить мир. И эта вымышленная скрябиновская "реальность" - суть "божественной игры", созвучного Скрябину ницшеанского панэстетизма, с его культом сверхчеловеческого "я", борениями, наслаждениями и чисто скрябиновскими экстатическими упоениями. Эта новая музыкальная "реальность" потребовала и новой мистерии, нового "орфизма", нового мифа. И Скрябин шел к этому, подключая к своей музыке цвет, Luce (свет), мечтая в итоге осуществить на берегу индийского Ганга Мистерию для оркестра, света и хора в 7000 голосов, чтобы люди почувствовали великое могучее братство. Но утопию его 100 лет назад оборвала внезапная смерть. Музыка Скрябина и сегодня дает все то же переживание "сверхискусства", сверхэнергии, сверхэмоции. И в этом можно будет убедиться, слушая его фортепианные сочинения, собранные пианистом Алексеем Черновым в программу "Скрябин. Все сонаты и фортепианный концерт".
Алексей Чернов, пианист, лауреат XIV Конкурса Чайковского:
- Я давно мечтал осуществить большой концертный проект, посвященный Скрябину, поскольку был потрясен его музыкой с детства. Почти двадцать лет я накапливал необходимый репертуар, и теперь к 100-летию его памяти сыграю цикл в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, профессором которой он, кстати, был и представлял здесь премьеры многих своих сочинений. Все сонаты Скрябина прозвучат и в Большом зале его мемориальной квартиры, где создавались его последние сочинения. В новом концертном зале музея есть аппаратура для визуализации, и мы попробуем представить сонаты, написанные Скрябиным уже после "Поэмы огня", с партией света. Музыка Скрябина и через 100 лет продолжает быть очень современной, потому что создавалась "вне времени", вне определенного стиля и тенденций. Именно этой "отрешенностью" Скрябин и притягивает: слушая его музыку, человек вырывается за пределы обыденности в другую вселенную.