Тамбовская научная рота будет электронной
В декабре тамбовскому центру подготовки и боевого применения войск РЭБ исполнится 53 года. Это единственная в России войсковая часть, готовящая операторов и командиров радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. Ежегодно здесь выпускают более полутора тысяч специалистов самого современного рода войск. Центр активно взаимодействует с тамбовским техническим университетом и практические занятия по ряду направлений проходят в войсковой части - такого оборудования, как у них на гражданке нет. Есть у РЭБовцев и завод-партнер, тамбовское предприятие "Ревтруд", где производят аппаратуру радиоэлектронной борьбы.
Производство
В большой светлой комнате робот сноровисто вставляет крошечные элементы в плату. В соседнем аппарате готовую сборку просвечивают рентгеном на предмет микродефектов. Этажом ниже монтируют оборудование на участке микросборки - там будут производить собственные чипы, заработает цех в 2016 году.
- В научной роте студенты увидят, как работает то оборудование, которое они изучали в вузах. И после демобилизации, если они не останутся в армии, у них два пути: либо в науку - совершенствовать саму технику, либо к нам, совершенствовать ее производство, - заметил директор "Ревтруда" Леонид Гребенюк. На ходу он ободрил заводского особиста: "Ты чего такой мрачный? Улыбнись, а то сразу видно, чем ты занимаешься".
Где-то справедливо было замечено, что чем непонятнее называется завод, тем больше вероятность, что работает он на оборону. Если, скажем, в названии присутствует слово вагон, то скорее всего, кроме танков он выпускает и другой подвижной состав. А если название совершенно ни о чем не говорит: "Баррикады", Красмаш, Воткинский завод - можно быть совершенно уверенным, что завод военный. "Ревтруд" не исключение. "Гражданское мы тоже выпускаем, но не здесь", - улыбнулся Гребенюк.
Наука
Призыв в тамбовскую научную роту планируется на осень, но о желании поставлять туда новобранцев уже заявили восемь вузов центральной России, в том числе МГТУ имени Баумана. Рэбовцы будут рады всем, но предпочтение отдадут выпускникам тех заведений, с которыми работают. Таких три, первый и самый близкий - тамбовский технический госуниверситет. Во времена армейских сокращений он вобрал в себя лучшие умы расформированного училища связи и стал настолько продвинут по части военной электроники, что части дипломников придется защищаться в закрытом режиме.
Аспирант Павел Карасев третий год совершенствует программу для распознавания боевой техники с беспилотников. Его товарищ с помощью небольшого устройства отключил Wi-Fi на всем этаже. Третьекурсник Владимир Прилипухов построил робота для транспортировки противопоказанных человеку грузов - например, ядерных отходов. Пока робот маленький и сделан из "Лего", но перенести алгоритм на настоящую машину несложно.
- С третьего курса наши студенты, занимающиеся по военной тематике, занимаются в центре подготовки войск РЭБ. Во-первых, там такая техника, которая ни одному вузу не по карману. Во-вторых, ребята не только занимаются наукой, но и привыкают к армейской жизни. В госкомиссию входят военные - они оценивают работы наших студентов с точки зрения их полезности для обороны страны. Ежегодно мы отправляем в армию 200 не просто призывников, а специалистов по военному программированию, защите информации и других необходимым войскам профессионалов, - рассказал ректор ТГТУ Михаил Краснянский.
Армия
Перед КПП центра РЭБ рвется в небо с постамента истребитель. До электронщиков здесь готовили связистов для ВВС, но и рэбовцы связи с авиацией не теряют. В соседнем Липецке есть центр боевой подготовки и применения фронтовой авиации. Как и в Тамбове, там готовят специалистов по эксплуатации новейших типов вооружения, только летающего. Командует центром генерал Александр Харчевский.
- Мы с ним совместную тренировку устроили. Четыре лучших летчика центра - в том числе сам Харчевский, - на разных типах самолетов атаковали цель, которую мы прикрывали своей техникой. Атаку мы им сорвали, - улыбнулся начальник тамбовского центра Юрий Губсков.
- Радар мы самолету выключаем, а когда летчик наблюдает цель визуально - то есть километров за 50, атаковать он уже не может, потому что летит слишком быстро. Пролетает мимо, - рассказал командир расчета большой зеленой машины, с гулом вращающей пирамиду из черных щетинистых антенн. Рядом в учебном классе курсанты управляли такими же машинами, но виртуально - на тренажерах. Руководитель занятий со своего компьютера вставлял подопечным палки в колеса: то связь с командованием отключит, то каналы передачи данных, - и смотрел, как будут действовать.
В соседней аудитории солдаты с высшим образованием рисовали трехмерные модели станций РЭБ - они дешевле физических тренажеров, - и ландшафты для виртуальных учений. В третьем классе шли занятия у студентов ТГТУ. Четверокурсник Олег Силантьев готов идти в научную роту хоть сейчас: "Неплохой шанс не потерять год. Работа у меня интересная и отвлекаться от нее не хочется". Вариант не служить Олег не рассматривает.
По мнению Губскова, идеальный призывник научной роты должен обладать высшим физико-математическим образованием и стремлением совершенствоваться в профессии. Создание нучной роты поможет центру вести собственные научно-прикладные исследования и испытания средств РЭБ, радиоразведки, методов защиты информации. Требования к призывникам такие же, как и в других научных ротах: диплом с нужной армии специальностью, средний балл не ниже 4,5 и желание служить. "Надо обязательно попробовать. Такого опыта нигде больше не будет", - посоветовал Андрей Рыжов, выпускник воронежской научной роты, а теперь лейтенант тамбовского центра. Офицерские погоны ему вручил министр обороны Сергей Шойгу.
Фото портала "Защищать Россию".