В Израиле назвали ошибкой соглашение по ядерной программе Ирана

"Параметры окончательного соглашения (по иранской ядерной программе) представляют собой тревожный отход от первоначальных целей Белого дома", - заявил республиканец, председатель Палаты представителей конгресса США Джон Бонер в своем заявлении, добавив, что он "особо обеспокоен перспективой краткосрочного снятия санкций с Тегерана".

"Конгресс имеет право в полной мере изучить детали любого соглашения, прежде чем санкции будут сняты", - сказал он.

В конгресс уже внесен законопроект "Коркера-Менендеса", который должен стать предметом голосования в Комитете по иностранным делам Сената 14 апреля, когда конгрессмены вернутся из отпуска. Закон должен побудить Обаму предоставить конгрессу 60 дней для рассмотрения и, возможно, блокирования путем голосования ядерного соглашения с Тегераном.

Белый дом отрицает такой подход, называя его непродуктивным. Но республиканцы объединились вокруг этой стратегии и смогли убедить значительное количество демократов, таких, как Роберт Менендес, уточняет AFP. К слову, ранее в четверг, Менендес не признал себя виновным по 14-ти федеральным обвинениям в коррупции и взяточничестве.

Республиканский председатель комиссии Боб Коркер подтвердил, что он не будет откладывать голосование по законопроекту 14 апреля. "Важно дождаться, чтобы увидеть конкретные детали сегодняшнего соглашения", - сказал Коркер в четверг, после того, как стал известен итог переговоров "шестерки" и Тегерана в Лозанне.

Ястребы из числа республиканцев категорически отрицают сам вариант любого соглашения с Тегераном. Их особое беспокойство вызывает тот факт, что Иран будет сохранять производственные мощности по обогащению, исследованию и разработке урана, а его подземный центр Фордо продолжит функционирование.

Сенатор Марко Рубио, вероятный кандидат на президентских выборах 2016 года заявил, что Белый дом "сделал колоссальную ошибку". Двое из его вероятных соперников, Джеб Буш и Скотт Уокер, осудили чрезмерное желание США идти на уступки. Еще жестче высказался сенатор Марк Кирк, соавтор ряда санкционных законов против Ирана. Сославшись на Мюнхенское соглашение 1938 года, Кирк договорился до того, что заявил: Невилл Чемберлен подписал лучшее соглашение с Адольфом Гитлером.

В свою очередь президент США призвал американских законодателей не препятствовать постоянному дипломатическому процессу. "Если Конгресс "убьет" договор, не полагаясь на экспертный анализ и не предложив разумной альтернативы, то Соединенные Штаты будут обвинять в провале дипломатии", - сказал Обама. В свою очередь глава Сената, демократ Гарри Рид дал совет своим коллегам: "В ближайшие дни и недели, мы все должны сделать глубокий вдох, посмотреть на детали (соглашения) и запастись терпением. Это очень важный процесс развития", - подчеркнул Рид.

Глубокую обеспокоенность фактом сделки с Ираном выразили в Израиле. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху прямо заявил в телефонной беседе с президентом США Бараком Обамой, что сделка с Тегераном "угрожает существованию Израиля". "Такая сделка не будет блокировать путь Ирана к бомбе. Она лишь откроет его", -  сказал он.

Обама в свою очередь заявил, что любая сделка в рамках соглашения "отрежет все пути, которые Иран может предпринять, чтобы создать ядерное оружие", и что инспекции будут тщательными. "Если Иран будет обманывать, мир будет знать это", -  сказал Обама.

Обама подчеркнул в телефонном разговоре с Нетаньяху, что "прогресс по ядерной проблеме никоим образом не умаляет нашу озабоченность в связи со спонсорством Ирана терроризма и угроз по отношению к Израилю", и что "Соединенные Штаты по-прежнему тверды в нашей приверженности безопасности Израиля".

Судя по всему, все эти аргументы не убедили израильского премьера, который в заключении попросил Обаму о том, чтобы США и другие страны усилили давление на Иран, пока "не будет достигнута лучшая сделка".