Цены на новые машины выросли в среднем на 40 процентов
"Многие ждут, как изменится ситуация на рынке в связи с уходом General Motors, кто займет его место, - отметил директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко. - Мы видим, что растут прежде всего корейские и японские бренды". Он добавил, что премиальные бренды чувствуют себя лучше - спрос на них упал в меньшей степени в силу того, что покупательская способность в этом сегменте выше и меньше чувствительность к росту цен.
Гендиректор компании "РОЛЬФ" Татьяна Луковецкая рассказала о еще об одной тенденции в сегменте премиальных машин. С 2012 года они рвались к верхнему слою массового сегмента, вводя относительно дешевые комплектации. Например, Range Rover Evoque, Audi A1 и Q3, Mercedes-Benz A-класса, В-класса. Сейчас налицо сворачивание этой стратегии в России. Все дело в том, что масса людей, которые могли бы себе позволить купить такие автомобили, тем более в кредит, исключена. Поэтому производители делают ставку на продажу дорогих премиальных моделей - премиум возвращается к тому понятию, которое было вложено в него изначально.
По словам Сергея Литвиненко, многие бренды сейчас анализируют ситуацию на рынке. В зоне риска те, у кого и небольшая доля на рынке, небольшие продажи, и небольшой процент локализации. Не исключено, что несколько брендов примут решение покинуть российский рынок вслед за General Motors.
Подержанные автомобили также подорожали - в среднем за популярные модели теперь придется выложить на 20% больше. Причем "свежие" машины (не старше года-двух) подорожали сильнее, от 30% и выше. То же касается и автомобилей в солидном возрасте (старше пяти лет). "Рынок автомобилей с пробегом хорош тем, что не зависит от автопроизводителей, - отметила Татьяна Луковецкая. - Ты сам диктуешь правила игры. Но сегодня только 7% всех подержанных автомобилей реализуются через дилеров, 93% находятся в тени". Соответственно, большинство тех, кто решается на покупку авто с пробегом, приобретают "кота в мешке" и могут только надеяться на добросовестность продавца. "Выйти из сумрака" рынку подержанных машин могла бы помочь единая база, которая включала бы в себя все сделки - покупка/продажа, сервисное обслуживание, страховки и т.д. Сейчас такой базы нет, то есть проверить историю автомобиля невозможно.
Кроме того, в отличие от развитых рынков у нас нет административных ограничений на изменение информации по автомобилю - коррекцию пробега, изменение истории машины. То есть делать можно все, что хочешь, и ничего за это не будет. Тогда как в США, например, или Германии за такие вольности предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности. У нас же для дилеров, банков, страховых компаний автомобиль с пробегом остается непрозрачным продуктом, соответственно, они не могут предложить клиенту оптимальные условия. Между тем, если бы сегмент был выведен из тени, выиграть могло бы и государство - дилеры оценивают возможные поступления от налогов в 10-15 млрд руб. в год.
А вот потребители пока поддерживать авторынок не намерены. Почти 80% россиян не планируют в ближайшее время покупать машину, показал проведенный в марте опрос ВЦИОМ. В течение полугода приобрести авто намерены всего 3% респондентов, еще 4% думают сделать это через год, 12% через пару лет. Впрочем, для сегмента подержанных машин позитивные новости все же есть - по сравнению с прошлым годом заметно выросла доля тех, кто останавливает свой выбор на авто с пробегом (с 29 до 40%). Тех, кто хочет купить новую иномарку, стало меньше (29% против 38% в прошлом году). Новый отечественный автомобиль хотели бы купить 14%, подержанный - 13%. Средняя стоимость покупки, по данным ВЦИОМ, упала с 13 тыс. долл. в прошлом году до 9,2 тыс. долл. в начале нынешнего. Купить автомобиль в кредит теперь намерены 35% респондентов, в прошлом году таких было 58%. Возможно, частично восстановить спрос на автозаймы сможет программа льготного автокредитования, запущенная с 1 апреля. В отличие от прошлой программы в новой предусмотрено новшество - лизинг для физических лиц. По словам экспертов, на Западе через программы лизинга реализуется столько же машин, сколько и в кредит. Для нас же это новинка, и пока перспективы ее туманны. По словам Сергея Литвиненко, стоит учитывать ментальную особенность россиян, которые не привыкли платить за что-то (пусть и меньше, чем по автокредиту), а в итоге расстаться с автомобилем через два-три года. Некоторые автодилеры пробовали запускать программы лизинга для физлиц и до объявления господдержки. Причем расчет был на то, что основными пользователями услуги станут те, кто не готов афишировать собственность дорогой машины (например, чиновники, которым не хотелось бы обнародовать доход, на который был приобретен автомобиль премиум-сегмента). На практике все оказалось наоборот - основные сделки прошли по автомобилям непремиального сегмента.