Место западных авто на челябинском рынке займут "китайцы"
Американцы ушли по-английски
В Челябинской области завершают торговлю автомобилями Chevrolet и Opel как минимум пять крупных точек продаж. Они спешно распродают имеющиеся в наличии автомобили, хотя еще две-три недели назад формировали рекламные каталоги с планами развития бизнеса.
- Информация об уходе американского автоконцерна из России стала новостью для официальных дилеров GM на Южном Урале, узнавших об этом из СМИ, - говорит президент Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. - Никакого служебного документа не было. На мой взгляд, поступили весьма нецивилизованно, ведь когда Chevrolet уходил из Европы, дилеров об этом предупредили за три года.
Автомобили корпорации GM в Челябинской области продают с 1997-го: за эти годы в регионе реализовано более 37 тысяч машин, которые в одночасье "на обочину" не сместить.
- Несмотря на прекращение поставок, сервисное обслуживание будет сохранено, так же, как и гарантийная поддержка, - говорит учредитель ГК "Планета Авто" Андрей Кольцук. - Проблем с запчастями не возникнет, ведь помимо солидных запасов на московском складе возможны поставки из Кореи и Европы - напрямую с предприятий, где они производятся.
По словам официального дилера, заинтересованность в качественном гарантийном обслуживании машин отныне только вырастет, ведь возврат для компании чреват большими финансовыми потерями. При этом стоимость запчастей для владельцев машин не увеличится более, чем на разницу курсов валют.
В настоящее время на Южном Урале на продажу в автосалонах выставлено порядка 300 новых автомобилей этих марок, но пока покупательского ажиотажа не наблюдается. Впрочем, как и на машины с пробегом, ценник на которые взял устойчивый курс к снижению. По словам экспертов, покупатель занял выжидательную позицию, что в принципе неплохо: таким образом формируется отложенный спрос. При этом уже через пару-тройку лет в области стоит ожидать увеличения объемов продаж новых автомобилей на 30-40 процентов в год.
Автокредит в юанях
По данным статистики, в Челябинской области сегодня на тысячу жителей приходится около 340 автомобилей, в Свердловской области - 430. Далеко не каждая европейская страна может похвастать такими показателями. При этом южноуральские семьи в основном приобретают бюджетные модели авто, стоимость которых даже при полной комплектации не превышает миллион рублей. В этой связи широкие перспективы открываются перед китайскими производителями, готовыми предложить транспорт экономкласса. По словам экспертов, именно у них есть реальный шанс занять освободившуюся нишу регионального авторынка, правда, местные дилеры не спешат им воспользоваться.
- Мы только недавно вышли на российский авторынок и тут же попали в непростую экономическую ситуацию, - говорит гендиректор ООО "АВС-Моторс" Георгий Баукин. - Дело в том, что многие коммерческие банки отказывают нашим клиентам в оформлении автокредитов.
При этом доля покупателей, приобретающих автомобили "made in Сhina" в кредит, составляет около 50 процентов, поэтому зависимость от банковских условий на самом деле велика. По словам Александра Рулевского, обеспечить клиентам свободный доступ к заемным средствам производителю поможет создание собственного банка на территории РФ (такие уже есть у некоторых автоконцернов), который сможет проводить прямые расчеты в национальных валютах двух стран. Это позволит избежать тесной привязки к курсам доллара и евро, что сделает кредитные условия для покупателей более привлекательными.
- Корейские автоконцерны в свое время грамотно воспользовались теми возможностями, которые открылись перед ними в кризис 2008 года, и на их реализацию не пожалели средств. В итоге уже в 2009 году они заняли ведущие строчки всех рейтингов продаж, - говорит Александр Рулевский. - По аналогичной схеме сегодня могут работать китайские компании, для этого у них есть все необходимые ресурсы.
К слову, хорошие шансы и у российского автопрома, особенно в сегменте коммерческого транспорта: предприниматели сразу смекнули, что после валютного скачка на сервисном обслуживании зарубежных авто впору разориться.
- В последние годы тенденция была такова, что все поголовно пересаживались на транспортные средства импортного производства. Теперь же крупные предприятия, напротив, начали интересоваться отечественными автомобилями, спрос на которые растет, - рассказал коммерческий директор "ЮРМА-Сервис" Владимир Прокопьев.
Премиум остается в тренде
Вполне уверенно даже в условиях кризиса чувствует себя премиум-сегмент авторынка, хотя падение объемов реализации в первом квартале этого года не обошло стороной и его.
- С начала года продажи сократились в два раза, но это связано с тем, что в декабре мы наблюдали небывалый всплеск спроса: за один месяц нам удалось продать столько машин, сколько обычно реализуем в течение трех, - говорит гендиректор "Ауди-центр Челябинск" Мария Крутасова.
Если в 2003 году, когда на Южном Урале впервые появился официальный дилер немецкого автоконцерна, в год здесь удавалось реализовать не более 40 автомобилей, то сейчас продают свыше 800.
- Во всем мире продажа автомобилей не является сверхприбыльным направлением, так как основная маржа - это результат последующего сервисного обслуживания, - поясняет Мария Крутасова. - Клиент желает не только отличного сервиса, но и хочет сделать эксклюзивным свое авто. И это весьма перспективное направление для развития бизнеса.
По данным ассоциации автодилеров Челябинска, в прошлом году на Южном Урале было продано около четырех тысяч новых автомобилей Chevrolet и Opel - примерно столько же составили объемы продаж люксовых моделей трех мировых брендов - Audi, Mercedes и BMW.