Новости

15.04.2015 21:40
Рубрика: Культура

Хвала хоров

В Зале церковных соборов выступили участники Пасхального фестиваля
По традиции хоровые коллективы, приглашенные в программу Московского Пасхального фестиваля, выступили в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя.

В концерте-презентации приняли участие Хор Мариинского театра, Симфонический хор Свердловской филармонии и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Звучали колокольные звоны (звонарь Ярослав Тимофеев) и духовные сочинения разных эпох. В предстоящие дни в рамках фестиваля в Москве и городах России будут выступать хоры из России, Болгарии, Греции, Армении, Грузии, Словакии, Сербии, Швеции. С руководителем одного из самых известных российских хоров - Госхора имени А.В. Свешникова, дирижером Евгением Волковым обозреватель "Российской газеты" побеседовала после концерта:

Сегодня вы исполняли уникальный репертуар: впервые в Москве прозвучали неизвестные духовные сочинения Бориса Асафьева. Как обнаружились эти ноты?

Евгений Волков: Мы участвовали в большом проекте, связанном с архивными поисками. Назывался он "Ленинградцы. 900 дней во имя жизни" и был создан благотворительным фондом "Классика". Мы спели много интересной музыки: кантату Николая Мясковского "Киров с нами", оперу Валериана Богданова-Березовского "Ленинградцы", которую нашли в архивах на Исаакиевской площади. В этом проекте звучала музыка людей, которые жили в блокадном городе, - Богданов-Березовский, Борис Асафьев, Василий Калафати - учитель Игоря Стравинского по гармонии. Он умер в блокаду, и перед смертью написал в ноябре 1941 года (!) "Марш Победы". Тогда же мы нашли и цикл Асафьева, который называется "Канты, десять духовных песнопений": 9 православных и один католический. Асафьев написал эти канты, лежа в гримерке театра имени А.С. Пушкина (ныне Александринский), куда свозили ленинградскую интеллигенцию, чтобы люди могли сберечь силы. Это было в декабре 41-го года. Тогда еще в городе включали электричество: дали свет на 5 минут и он успел записать "Христос Воскресе", "Ангел вопияше" и др. А потом - в январе-феврале тьма уже наступила. Конечно, это человеческий документ необыкновенной силы и мощи.

Духовная музыка входит в постоянный концертный репертуар хора Свешникова?

Евгений Волков: Я из тех дирижеров, которые любят духовную музыку, поэтому мы поем музыку разных эпох - от русского распева до современной. Сотрудничаем с объединением "Мост" - Московское общество современной традиции. Сегодня исполняли сочинения Владимира Довганя, учителя митрополита Илариона (Алфеева) по композиции. Исполняем сочинения Кирилла Волкова, Андрея Микиты, Валерия Сариева, Ивана Вишневского, Андрея Головина и др. Исполнение современной музыки - традиция моего учителя Бориса Тевлина, руководившего хором Свешникова, и я стараюсь ей следовать.

Как, по-вашему, меняется взгляд композиторов разных эпох на канонические тексты?

Евгений Волков: Есть общая история стилей. Скажем, был знаменный распев, который надо петь фактически в народной манере, в эпоху барокко - партес, был классицизм - мы как раз сегодня Бортнянского исполняли. Был романтизм - представитель его Алексей Львов, ученик Жака Галеви по композиции, привнес шумановско-брамсовскую струю в духовную музыку. Чайковский, Рахманинов, композиторы ХХ века писали духовную музыку. То есть это и общая история стиля, и история церкви, и история России. И когда ты работаешь с хором, всегда объясняешь, какими глазами человек смотрел на фрески, на иконы, с чем он приходил в храм. Но вся эта музыка наполнена верой.

Существует целый корпус классических свешниковских обработок русской песни.

Евгений Волков: Мы ему верны. Но мы продолжаем его наращивать, заказываем современным композиторам обработки, ищем что-то интересное. Хоровое искусство востребовано публикой, и мы постоянно выступаем, гастролируем. Недавно посетили Молдавию, Грузию, Латвию. Сейчас мы готовимся к поездке во Францию.

И как там принимают русскую песню?

Евгений Волков: Очень горячо. Это интеллигентная, прекрасная, отзывчивая публика. Мы встречаем только очень дружественный прием. Никто не забывает наших культурных связей, человеческой близости. Представьте, в Латвии, где мы были с программой русской музыки, мы пели в Риге "Марш русской императорской армии" и имели успех. Потому что есть идеология, есть политические силы и есть еще народ. Так вот наша задача - это народная дипломатия: помочь людям отбросить предвзятость и общаться от сердца к сердцу.

Культура Музыка Классика Московский Пасхальный фестиваль Классика с Ириной Муравьевой Гид-парк