Андрей Юрьевич! Сколько новых станций в подземке будет введено в этом году?
Андрей Бочкарев: Восемь, как и планировалось. Это "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская" Люблинско-Дмитровской линии, "Ховрино" и "Технопарк" Замоскворецкой, "Румянцево" и "Саларьево" Сокольнической линии. Таким образом, столичная подземка станет длиннее еще на 13 км.
Строя свои планы, правительство Москвы обещало за 10 лет, к 2020 году правительство Москвы построить 160 км линий и 78 новых станций. К концу этого года пройдет половина отведенного на это срока, но уже сейчас очевидно, что половины новых веток и станций москвичи к концу 2015-го не получат: ведь за 2012-2014 годы возведено лишь 28,3 км и 14 станций. Значит ли это, что реально выполнение намеченной программы займет гораздо больше времени, чем предполагали власти?
Андрей Бочкарев: Без сомнения, программа будет выполнена к 2020 году в полном объеме. Но, как справедливо заметил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, ввод станций метро ведется не по секундам - слишком это большой и ответственный объект, в строительстве которого задействовано колоссальное количество служб, более 30 тысяч специалистов и рабочих, 22 тоннелепроходческих щита и огромное количество другой техники. К тому же, мы взялись за самые тяжелые проекты, за которые город и государство не смели взяться даже в советское время. Это строительство Люблинско-Дмитровской линии с ее водоносными грунтами, прокладка самой длинной ветки Московского метро до Солнцево и Рассказовки… Сложной была ветка, соединившая "Парк Победы" с "Международным деловым центром "Москва-Сити" на значительной глубине. Да, тактические корректировки планов могут быть, но не более того.
По информации "РГ", корректировка программы строительства метро уже произошла с выделением первоочередных объектов…
Андрей Бочкарев: Еще раз повторяю: ранее утвержденная программа правительства Москвы никак не менялась. Единственное изменение в нее было внесено еще в прошлом году, когда было принято решение Люблинско-Дмитровскую линию пускать двумя очередями: первый участок - в 2015-м году, что и будет сделано до конца года. А второй, на котором располагаются остальные три станции - "Верхние Лихоборы", "Окружная" и "Селигерская", - в 2016-м. Эта программа опубликована на всех наших официальных сайтах, утверждена всеми постановлениями правительства Москвы. Именно по ней мы работаем и стремимся выполнять предусмотренный ею график ввода. И выполняем, благодаря тому, что строим метро в два-три раза быстрее, чем это делалось прежде. Никакой другой программы нет.
Как же строители собираются наверстывать нынешнее отставание? И построить за оставшиеся пять с небольшим лет еще почти две трети из запланированных линий и станций?
Андрей Бочкарев: Мы же не строим одну непрерывную линию метро, пуская по очереди участок за участком, а работаем одновременно на более чем 30 станциях с прилегающими к ним ветками и тоннелями. Они разной протяженности, разной сложности. В таких объемах в Москве никто прежде подземку не строил. Мы сталкиваемся с трудностями, которые просто было невозможно предусмотреть и что-то приходится на ходу менять. Но мы продвигаемся вперед, и москвичи это не просто видят, но уже и чувствуют по улучшению транспортной ситуации на дорогах города.
Москвичи связывают большие надежды со "Второй кольцевой" - Третьим пересадочным контуром подземки. Ее длина - 58 км, где должны разместиться 28 станций. Их-то наверняка будете пускать по очереди? Хотелось бы узнать, какие участки откроются первыми?
Андрей Бочкарев: Это действительно важнейший проект для развития Московского метрополитена. Новая линия свяжет между собой районы Москвы на расстоянии примерно в 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии. Благодаря ей, москвичам не придется ездить в центр города, чтобы совершить пересадку с одной радиальной линии на другую, как это происходит сейчас. Это можно будет сделать на Третьем пересадочном контуре.
Сдача линии начнется в 2016-2017 годах с участка от станции "Деловой центр" до станции "Петровский парк", затем сдадим следующие участки от "Петровского парка" до "Нижней Масловки", от "Хорошевской" до станции "Мневники", от "Нижегородской улицы" до "Электрозаводской"; от "Аминьевского шоссе" до "Улицы Новаторов". Далее будут открываться все остальные участки: Первые четыре станции уже строятся: "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Ходынское поле" и "Хорошевская". А вот с очередностью мы сможем более точно определиться к началу лета. Дело в том, что нам важно синхронизировать пуск участков "Второй Кольцевой" со строящимися радиальными линиями, чтобы она сразу же начала выполнять свою функцию, ради которой и строится. Но и радиальных линий строится так много, что выделить приоритеты непросто. Например, на юге метро уходит в Новую Москву к станциям "Саларьево" и "Румянцево" и конечно, хорошо бы, чтобы пассажиры могли легко с этой ветки пересесть с помощью ТТК на другие линии. Кожуховская линия пошла к улице Нижегородской, значит, и на юго-востоке появляется потребность во "Второй Кольцевой". Начали работы на станции "Деловой центр", тянем Калининско-Солнцевскую линию, следовательно, и на западе неплохо бы иметь комфортные условия для пересадки… Все это мы учитываем, под руководством заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным сейчас тщательно анализируем складывающуюся ситуацию для принятия решения.
(Полный отчет с "делового завтрака" с Андреем Бочкаревым читайте в одном из ближайших номеров "РГ")