Новости

21.04.2015 15:31
Рубрика: Экономика

Летать охота

В ЦФО активизировали развитие малой авиации
Совершенствование нормативной базы в процессе подготовки пилотов авиации общего назначения, которые могли бы управлять сверхлегкими и легкими воздушными судами, стало основным вопросом, рассмотренным в Липецке на заседании профильной комиссии при президенте РФ. По мнению участников совещания, эта система должна обеспечивать высокое качество обучения, его территориальную и ценовую доступность для различных категорий населения, соответствовать требованиям безопасности полетов.

Актуальность этого вопроса, по всей видимости, предопределили два фактора. Во-первых, в середине марта на коллегии Ространснадзора глава ведомства Александр Касьянов проанализировал аварийность в сфере воздушного транспорта и отметил, что на регулярных рейсах в 2014 году не было ни одной катастрофы. В то же время число различных ЧП в авиации общего назначения за тот же период выросло почти в два раза, а количество погибших в этих эпизодах - в два с половиной.

"В авиации общего назначения и в малой авиации отсутствует культура безопасности, которая, по нашему мнению, должна активно продвигаться, я бы сказал даже насаждаться действующими ассоциациями и государством", - заявил по этому поводу Александр Касьянов. Развитие процесса подготовки пилотов для этого сектора - пожалуй, необходимый шаг на этом пути.

Вторым фактором, который заставляет на государственном уровне обратить внимание на развитие авиации общего назначения, становятся конкретные проекты в этой сфере, реализуемые в регионах. В той же Липецкой области с 2010 года создается индустриальный кластер авиации общего назначения "Авиаград 21". Здесь, в Усманском районе, на территории 300 гектаров, которая примыкает к двум взлетно-посадочным полосам, уже организовано производство легких воздушных судов и обучение полетам на них.

В Тверской области в феврале 2015 года губернатор Андрей Шевелев подписал с руководителем одной из коммерческих организаций соглашение о реализации инвестпроекта по созданию современной инфраструктуры авиационной посадочной площадки для выполнения коммерческих, социальных и народнохозяйственных задач. Предполагает сразу несколько направлений работы, включая создание авиационного учебного центра. Заниматься здесь - в рамках аэроклуба и юношеской планерной школы - станут и подростки, которые, как ожидается, впоследствии станут настоящими пилотами.

Строительство учебного авиацентра намечено и в Орле - соглашение об этом с инвестором было подписано представителями региональной власти на последнем международном экономическом форуме в Сочи. Это учреждение займется обучением и переподготовкой пилотов, причем как любителей, так и профессионалов.

В округе насчитывается 850 аэродромов и посадочных площадок, есть соответствующие инженераня инфраструктура и кадры

Вообще на Орловщине, пожалуй, вплотную подобрались к возрождению малой авиации. В рамках того же инвестиционного соглашения планируется создание регионального авиаперевозчика и возобновление прерванного в начале 2000-х годов авиасообщения с соседними регионами и областными райцентрами, для чего будут приобретены небольшие легкомоторные самолеты и вертолеты.

Власти понимают, что местные авиаперевозки вряд ли станут рентабельными, поэтому ставку планируется сделать на коммерческие рейсы. Малая авиация, в частности, будет использоваться для перевозки грузов, мониторинга за паводковой и пожарной ситуацией, патрулирования автомобильных и железнодорожных магистралей. В планах также использование вертолетов для ликвидации аварий и катастроф. Размещать и обслуживать воздушные суда предложено на базе местного аэроклуба.

Между тем, как раз в эти дни в регионе проходит открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, которое позволит вдохнуть жизнь в местный аэропорт "Орел-Южный". Он не работает уже более десяти лет и едва окончательно не исчез с авиационной карты страны. Во второй половине 2000-х годов областные власти вынашивали планы по его сносу и строительству на освободившейся территории жилого микрорайона. Однако сделка не состоялась по протесту прокуратуры, поскольку аэродром все еще числится объектом стратегического значения.

Победитель конкурса должен будет за свой счет привести "Орел-Южный" в порядок. Что-то здесь еще можно восстановить и реконструировать, например, взлетно-посадочную полосу, однако ряд объектов, в частности, аэровокзал, придется построить. Взамен инвестору передадут право пользования аэропортом на 49 лет. Другого пути областные власти пока не видят, так как в бюджете средств на восстановление аэропорта нет.

Если орловский опыт окажется успешным, вероятно, по такому же пути смогут пойти и в других регионах.

Из первых уст

Александр Беглов, полномочный представитель президента РФ в ЦФО:

- С учетом потенциала федерального округа, где насчитывается 850 аэродромов и посадочных площадок, есть соответствующие инженерная инфраструктура и кадры, всем очевидны огромные перспективы отрасли. Мы предложим пилотные проекты, которые могут стать примером для развития такой авиации. Для Центра России это особенно важно, ведь радиальные маршруты в авиасообщении пока еще не везде отработаны. Во взаимодействии с регионами, бизнесом необходимо развивать крупные и средние предприятия гражданской авиации, обеспечивая решение поставленной президентом задачи увеличения мобильности населения.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Липецкая область Липецк ЦФО Орловская область Орел ЦФО Тверская область Тверь