Сравнительный анализ международного опыта в области формирования и поддержания пенсионных систем, по словам экспертов, учитывает ряд особенностей. В частности, он осложняется тем, что у каждой страны своя демографическая и экономическая ситуация. Различается структура населения, показатели ВНП и другие индикаторы социально-экономического положения стран. Различны модификации и самой пенсионной системы.
Тем не менее и развитые, и развивающиеся страны, столкнувшиеся с демографическим вызовом старения населения, сделали ставку на совмещение страховых и накопительных элементов. В длительной перспективе многоуровневые пенсионные системы снижают давление на бюджет, одновременно повышая уровень благосостояния будущих пенсионеров. Судя по представленным данным, преимущество пенсионных систем с накопительным компонентом проявится ориентировочно в 2040 - 2050 годах. То есть уже нынешнее поколение 40-летних россиян почувствует преимущество обязательной накопительной части.
Надо признать, что отдельные страны предпочли отказаться от накопительного элемента, например, Венгрия и Польша. Положительный эффект для этих стран состоял в том, что отмена привела к некоторому росту дополнительных доходов от отчислений. Но в то же время, по оценке экспертов ОЭСР, этот эффект оказался краткосрочным. Долгосрочные же госрасходы, связанные с увеличением численности пожилых людей и сокращением работоспособного населения, продолжают расти. Эксперты считают, что отмена обязательной накопительной части, скорее всего, приведет в этих странах к снижению будущих пенсионных выплат почти на 15%.
На этом фоне признание международными экспертами российской многоуровневой пенсионной системы как одной из самых устойчивых в мире говорит о ее преимуществах. В рейтинге Allianz долгосрочной устойчивости наша страна занимает 14-е место, опережая многие европейские государства. Та же Польша расположилась на 22-м месте, Венгрия - на 32-м. Устойчивость отечественной системы пенсионного обеспечения во многом результат реформы 2002 года, когда была предложена обязательная накопительная часть.
В то же время авторы доклада признают, что многоуровневая пенсионная система России имеет некоторые нерешенные проблемы. Они касаются возраста выхода на пенсию, досрочных пенсий, а также ограничений инвестирования пенсионных накоплений. Так, по оценке международных организаций, в нашей стране возраст выхода на пенсию ниже мировых стандартов. В 2012 г. в странах ОЭСР женщины выходили на пенсию в среднем в 63 года, а мужчины - в 64 года. Вопрос повышения пенсионного возраста слишком болезненный для нашего общества и обсуждается уже не первый месяц. Прозвучал он и на недавно состоявшейся Прямой линии президента РФ. На сегодняшний день эксперты сходятся во мнении, что пенсионный возраст необходимо повышать, но постепенно.
Однако этим пенсионная реформа вряд ли ограничится. С высокой долей вероятности можно предположить, что следующий этап изменений коснется пенсионеров-досрочников. Уж слишком высока в России доля занятого населения, имеющего право на досрочную пенсию. По состоянию на 2013 г. - это четверть всех работающих в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи. Планы социального блока правительства в отношении этой группы работников пока не обсуждаются. Но если обязательная накопительная часть пенсий будет отменена, то, как уже отмечалось выше, эффект от этого шага будет кратковременным. Неизбежно придется искать другие источники пополнения пенсионных средств, и где гарантия того, что это не коснется других групп пенсионеров, в том числе "досрочников".
Сохранение же обязательной накопительной части пенсий может вполне обеспечить высокий уровень социальных гарантий для пожилых людей сегодня и в будущем.