22.04.2015 16:55
    Поделиться

    Лауреатов конкурса "Инновации" назвали под звуки механической оперы

    В Москве назвали лауреатов конкурса в области современного визуального искусства "Инновация", который десять лет подряд проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) при поддержке министерства культуры РФ.

    Церемония проходила в Гостином дворе, посреди которого был возведен огромный мультимедийный куб-трибуна, словно сошедший с эскизов Эль Лисицкого. С нее в роли ведущего выступал робот в сопровождении оркестра своих механических соратников. Роботы на рэперский манер чеканили стихи Андрея Родионова в сопровождении музыки Ираиды Юсуповой, иногда сбиваясь на назойливый повтор, как на заевшей пластинке. Но за любым сбоем, как и полагается у роботов, следовало неизменно бодрое: "Спасибо за аплодисменты!". Словом, вместо механического балета, как у Леже, постановщики церемонии режиссер Андрей Сильвестров и Степан Лукьянов продемонстрировали механическую оперу. В нее-то, как в раму, и были включены "живые" партии - сообщение о лауреатах и их ответные слова признательности. Получилась вполне себе убедительный сюжет о том, как живое искусство становится частью "механического" производства смыслов. Иначе говоря, частью техноутопии, в которой и человек, и его искусство оказываются заведомо лишними маргиналами, легко заменяемыми "деталями". Абсолютно блестящая режиссерская работа. Жаль, что для нее нет "Инновации".

    Что же касается тех, кто получил премию… Вне конкурса шли, как обычно, две номинации: "за творческий вклад в развитие современного искусства" и "за поддержку современного искусства России". Первая была вручена Андрею Монастырскому, вторая - директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Михаил Борисович, получая премию, сказал, что на кубе-трибуне чувствует себя, как на крыше Зимнего дворца, и шутливо сравнил робота с Аполлоном… После чего, благодаря за премию, вдруг признался, что "Манифеста" помогла сказать, что современного искусства на самом деле нет, а есть просто искусство, как и то, что искусство может без всяких провокаций говорить о самых острых вещах.

    В общем-то понятно, что имел в виду директор энциклопедического музея мирового уровня. С точки зрения вечности, современность - миг между прошлым и будущим, как пелось в одной песне. Но формулировка Михаила Пиотровского, умеющего чувствовать время, как мало кто, сказала фактически больше, чем он, возможно, имел в виду. Похоже, что понятие "современность" потихоньку вытесняется из обихода, становится …несовременным. Любопытно, что и Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина, вручая премию Андрею Монастырскому и назвав его "самураем внутри процесса искусства", избежала употребления слова "современность", заметив, что его работы - "подтверждение того, что искусство сегодня существует".

    Получается, что современное искусство либо оказывается в центре скандала (который масс-медиа с воодушевлением раздувают, а охотники за пиаром называют провокацией, призывая к ответу через суд), либо аккуратно, от греха подальше, отодвигают в зону неразличения. Но понятие "современность", как и термин "современное искусство" вполне конкретны. Этот термин подразумевает искусство, которое осмысляет, заставляет задуматься о проблемах отношений художника и социума, художника и власти, искусства и капитала, наконец. Это произведения, которые говорят со зрителем о самых важных для него проблемах, ища для этого выразительный яркий язык.

    И надо сказать, что все победители "Инновации" нынешнего года как раз так и работают. Говорим ли мы о фаворите в номинации "Новая генерации" Полине Канис, чья работа "Праздник" получила два специальных приза - от Stella Art Foundation и от посольства Франции и Institut Francais, о мультимедийном перформансе "Смерть Тарелкина" (приз "Инновация" в этой же номинации) или о победителе в основной номинации "произведение визуального искусства" Ирине Кориной… Все эти проекты до 3 мая можно увидеть на выставке в ГЦСИ, о котрой писала "РГ".

    Именно поэтому для молодых художников, работающих в области современного визуального искусства, так важно сохранить живое пространство, в котором конфликты и проблемы не замалчиваются и не демонизируются, а просто обсуждаются. Как, например, обсуждались во время выступлений и публичных лекций Михаила Пиотровского во время выставки братьев Чэпманов. Неудивительно, что номинанты "Инновации" попытались объяснить свою позицию, написав коллективное письмо. О нем упомянула Ирина Корина во время получения премии "Инновации". Будет жаль, если голос художника останется лишь репликой в механической опере…

    Поделиться