ЦБ: После повышения цен на ОСАГО число жалоб граждан упало
В первом квартале в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг поступило около 13 тысяч обращений и жалоб, из них около 7 тысяч касались проблем с покупкой полисов ОСАГО. "Очевидно, что первое повышение тарифов ОСАГО (в октябре 2014 года. - "РГ") успокоения на этот рынок не принесло, ситуация оставалась напряженной".
При этом в промежутке между 1 апреля, когда вступили в силу поправки в закон ОСАГО об увеличении лимита страховых выплат по ущербу жизни и здоровью, и 12 апреля ситуация на рынке была накаленной. Люди хотели купить ОСАГО по старой цене и с новыми возможностями, но страховщики к такому ажиотажу оказались не готовы.
После 12 апреля у страховщиков нет аргументов, чтобы не продавать полисы и навязывать дополнительные услуги, ОСАГО перестало быть убыточным продуктом даже в прежних проблемных регионах. "Повышение тарифа должно очень серьезным образом стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО", - сказал Владимир Чистюхин.
Мониторинг Банка России показывает, что крупнейшие страховые компании демонстрируют положительную динамику как по улучшению качества продаж (отсутствие очередей и предварительной записи), так и по расширению сети офисов.
Однако, по его словам, проблему навязывания дополнительных услуг при покупке полисов ОСАГО решить очень сложно, поскольку трудно отделить навязывание от кросс-продаж. Доказать факт навязывания очень трудно даже при наличии видео- и аудиозаписи общения граждан со страховщиками. "По ряду регионов без участия органов власти, прокуратуры и судов ситуация быстро не изменится", - добавил директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук.
Вместе с тем, по словам Владимира Чистюхина, "в ряде случаев ситуация специально нагнетается". "Мы получили серьезный публичный резонанс по заметке (в связи с проблемами при покупке ОСАГО. - "РГ") в одной газете, - сказал он. - Провели доскональную проверку, но ни один из изложенных в статье фактов не подтвердился. Ни один".