Наиболее приметный инцидент произошел летом 2014 года, когда одна из компаний Сыктывкара начала рекламировать доставку пиццы клиентам с помощью квадрокоптера. Товар доставлялся… до окон квартиры. Судом такая доставка была признана незаконной, компания - поставщик квадрокоптеров получила штраф. Правда, в последствии он был снят. Что еще больше запутало общественность.
Стоит отметить, что квадрокоптеры уже прочно заняли свое место на рынке. В целом ряде работ они применяются вместо вертолетов. Инспектирование посевов в сельском хозяйстве, съемки с высоты в кино и телепередачах, проверка целостности трубопроводов и отсутствие "врезок" нефтепроводов.
Преимущества использования беспилотников для курьерских целей неоспоримы.
- Дрон летит со скорость 60 км/ч, причем он летит по прямой - от поставщика к заказчику. Квадрокоптер может преодолеть 10 км за пять минут, это в несколько раз быстрее, чем сможет передвигаться курьер на метро или машине, тем более в условиях московских пробок, - сообщает генеральный директор ГБУ "Центр инновационного развития" Константин Фокин.
Высота полета беспилотников небольшая, поэтому он не мешает движению вертолетов и самолетов. Его использование вне города скандалов не вызывало. Но применение в городской черте привело к тому, что "за" и "против" был поднят весь Воздушный кодекс.
- Понятия квадрокоптер отсутствует в российском законодательстве, - рассказывает адвокат Чермен Дзотов. - Но существует определение беспилотного летательного аппарата. Формально, квадрокоптеры попадают под него, и значит, на работу таких аппаратов накладываются специальные правила.
Владельцу дрона нужно разрешение на использование воздушного пространства и план полета воздушного судна. А также наличии летных прав. "С другой стороны, квадрокоптер можно использовать как игрушку", - добавляет Дзотов.
В Госдуму в конце марта 2015 года поступил законопроект, который должен разрешить эти споры. Упрощенное законодательство без необходимости получать летные права будет применяться к беспилотникам весом не более 30 кг. Но даже в законопроекте нет указания, где можно совершать полеты таким аппаратам и для каких коммерческих целей использовать. А значит споры о доставке "в окно" еще не окончены.