Чтобы увековечить имена своих земляков, пенсионер на протяжении пяти лет по крупицам собирал сведения о жителях села, которые были призваны на Великую Отечественную войну.
- В Новопокровке я появился на свет, - рассказывает Борис Алексеевич. - Но почти всю жизнь прожил в городе, трудился кузнецом. А когда вышел на пенсию - стало тянуть меня на отчую землю. Вот я и вернулся в родную деревню.
Здесь, на берегу озера Курема, до сих пор стоит изба, где прошло его детство. А вот от перспективной когда-то Новопокровки сохранилось всего две улицы да сорок дворов. До ближайшей школы - девять километров по расхлябанной колее. Поэтому молодежь здесь и не задерживается. Остались одни старики. Недавно местные чиновники и вовсе дали добро на то, чтобы разобрать на доски последний магазин. Даже продукты приходится заказывать с почтой.
- С прошлым юбилеем Победы нас даже и не поздравили, - смахивает слезы пенсионерка Валентина Мусияк, которой пошел 81-й год.- Наверное, власти забыли про то, что мы вообще есть.
- Мне стало обидно, что в нашей деревне даже памятного знака нет в честь фронтовиков, - говорит Борис Тиличенко. - Во всех селах есть если не мемориал, то хотя бы маленький обелиск. А у нас вообще ничего. Цветы возложить некуда. А ведь у меня отец воевал - Алексей Тихонович. Два его брата - мои родные дядьки - воевали. Деда не взяли на фронт по состоянию здоровья, так он пожертвовал все свои сбережения, чтобы построить танк. Крепко задумался я и решил устранить эту несправедливость.
Однако только на то, чтобы установить имена всех новопокровских солдат, Тиличенко потребовалось несколько лет. В местном сельсовете ему помогать отказались - своих дел хватает, да и архивы не сохранились. В военкомате идея пенсионера поддержки тоже не нашла. Пришлось разыскивать старожилов, разъехавшихся по другим городам и весям, самостоятельно. Списки составлялись по их воспоминаниям. Ни одного из новопокровских ветеранов войны в живых уже не осталось.
- Очень хорошо помогла тетя Дуся Пилипенко из поселка Берегового, которая прожила в Новопокровке десятки лет, - рассказывает Борис Алексеевич. - Бывало, по несколько вечеров с ней по телефону разговаривали - вспоминали.
Вспомнили всех. 105 молодых ребят из Новопокровки ушли на войну. Больше половины назад не вернулись.
Деньги на сам обелиск Тиличенко накопил, ежемесячно откладывая часть пенсии. Спонсоров в глухой деревеньке не нашлось. Откликнулся только заместитель главы Саргатского района Владимир Хохлов, который распорядился выделить на доброе дело 50 тысяч рублей.
- Мы заказали три плиты из черного гранита, на которых я выгравировал 105 фамилий своих земляков, - рассказывает Борис Алексеевич. - Памятник планируем установить на местном погосте к 9 мая. Сейчас я сам довариваю для него оградку - ведь как-никак кузнец по профессии.
Смотреть на будущий памятник приходит вся деревня. Старушки не могут сдержать слезы.
- Это мы от радости плачем, - говорит Валентина Мусияк. - Ведь на этой плите имя моего отца - Алексея Ильича Бурцева, имена наших соседей, наших друзей. Мы помним об их Победе. Мы их не забыли.
Внизу на черном граните мелкими буквами выбито - "От вашего односельчанина Бориса Алексеевича Тиличенко".