Норма глубины протектора зимних шин составила 4 мм
Поводом к подготовке первого законопроекта от 10 января 2013 года послужила пробка длиной в 200 км, образовавшаяся в конце 2012 года на одной из российских трасс - тогда грузовики на летней резине парализовали движение на шоссе. А буквально перед этим событием фурами были заблокированы въезды на пандусы трасс федерального значения около МКАД. Правда, в этом случае транспортного коллапса не возникло.
Летом управлять транспортным средством, на котором установлены шины не по сезону, также опасно, как ездить на машине с неисправной тормозной системой. Поэтому я хочу напомнить водителям о том, что затягивать с "переобуванием" авто не стоит. Многие автовладельцы не считают нужным следить за качеством резины. Они докатывают шины не только до установленного предела, но и до того состояния, пока на покрышке не начнет разрушаться корд. Согласно статистическим данным австралийских и финских аналитиков, почти в 60% дорожных происшествий основными виновниками являются стертые зимние или летние шины. При этом критический уровень износа резины становится причиной практически каждого седьмого ДТП. А 57% аварий приходятся на сильно изношенные покрышки. 30% - на те шины, которые не соответствовали погодным условиям, и еще 13% аварий произошли из-за слабого давления в покрышках. В нашей стране подобная статистика пока отсутствует.
Новые поправки в ПДД, призванные исключить возможность использования ненадлежащей резины, а также четко регламентирующие, какую резину считать летней, какую - зимней, а какую - всесезонной, не ввели запретов на конкретное время эксплуатации тех или иных шин. Поэтому, несмотря на прописанные в техническом регламенте запреты, нарушители не несли никакой ответственности за использование летних шин зимой. Ведь в ПДД - основополагающий документ для водителей - ограничений по использованию летних и зимних шин внесено не было. Вследствие этого возник некий правовой парадокс. Например, если фура не сможет въехать на пандус моста из-за использования летних шин, то водитель не будет оштрафован в том случае, если глубина протектора его летних шин соответствует регламенту. Зато если водителя легковушки на зимней резине, но с недостаточной глубиной протектора, занесет на скользкой дороге, то он понесет наказание. Что касается грузовиков и автобусов, то штрафовать их будут только за недопустимое количество миллиметров на протекторе как самого автомобиля, так и прицепа. Также ГИБДД вправе привлечь к ответственности организацию, которая выпустила на маршрут автомобиль, оборудованный покрышками не по сезону.
Неудивительно, что водители измененный, но "оставляющий пространство для маневра" технический регламент попросту проигнорировали, ведь штраф за глубину протектора, не соответствующего установленным стандартам, составляет всего 500 рублей. Если же законопроект, дополняющий статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 32 и устанавливающий административную ответственность за управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес, будет одобрен Госдумой, то штраф за подобное нарушение составит уже 2000 рублей.
А пока очередное "наказание рублем" находится в стадии обсуждения, по закону привлечь к ответственности за использование "неправильных" шин сегодня, несмотря на установленные техническим регламентом ограничения, можно лишь тех водителей, которые используют шипованную резину летом. А вот за эксплуатацию летних шин зимой, если глубина протектора соответствует обозначенным стандартам, этого сделать не получится.