Началось издание Академического полного собрания сочинений Чайковского

Старт Академического полного собрания сочинений Чайковского приурочен к 175-летию композитора. Факт уникальный, поскольку до сегодняшнего дня Чайковский не имел текстологически выверенного издания своих сочинений. Предыдущее собрание в 63 томах, выходившее в СССР с 1940-х по 1990 год, создавалось без внятной научной концепции. Первые четыре тома нового издания подготовлены Государственным музеем-заповедником П.И. Чайковского в Клину и Государственным институтом искусствознания. Издатель - MPI (Music Prodaction Internetional), Челябинск.

То, что проект Академического издания сочинений Чайковского относится к разряду важнейших событий года Чайковского, не подлежит сомнению. Что может быть важнее для памяти композитора, чем издать тексты его произведений по авторским автографам? В музыкальной Европе существуют целые школы, занимающиеся творчеством Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена. И там трудно представить, чтобы кто-то играл сочинения композитора в чужих редакциях. А Чайковского играют. Ведущий научный сотрудник Дома-музея в Клину Полина Вайдман комментирует: "Уже давно было ясно, что пора издать тексты Чайковского, которые композитор сам написал и которые хочет знать весь мир. Чайковский заслужил, чтобы его музыку играли по нотам, написанным им самим, а не по исправленным текстам". По ее словам, поправки эти и изменения - будь то политическая цензура или "улучшения текста" - все продиктованы любовью к Чайковскому. И одним из самых пострадавших от такой любви оказался Первый фортепианный концерт. С него и начали издание. Четыре тома, включающие клавиры и партитуры первой и второй редакции Концерта, презентовали на юбилейных торжествах в Клину. Издание представляли Полина Вайдман, Наталья Сиповская, директор Института искусствознания и Игорь Духовный, глава MPI. Как отметила Наталья Сиповская, главная задача этого проекта - вернуть Чайковского миру. Дать музыканту возможность пережить встречу с произведением как личное открытие. Иначе, сколько бы ни говорили о том, как заставить любить национальное наследие, ничего не получится.

Издатель Игорь Духовный обозначил ключевую проблему в перспективе нового проекта: "Министерство культуры включило издание в план юбилейного года. А дальше что будет? Совершенно очевидно, что этот проект не будет закончен при нашей жизни. Чтобы его доделать, нужно, как минимум, 40 лет работы хороших специалистов, которую надо планировать на годы вперед. Но в нашей стране все как-то странно устроено: Минкульт оплатил научную работу, а дальше нужно иди в Министерство связи и массовых коммуникаций и просить у них деньги на издание. Если государство говорит, что культура - основа национальной безопасности, то оно и должно этим заниматься. Первые тома показали, что это продукт нужный".

Тираж первых четырех томов составил пока тысячу экземпляров. Как говорит Полина Вайдман: "Мы не можем определить точно, сколько всего будет томов. Пока обозначено 118. Но в русле общемировой практики мы планируем открытую серию, когда при появлении нового текста не нужно менять нумерацию. Две авторские редакции Первого концерта, плюс комментарии и статьи - это уже четыре тома. А партитуры опер, балетов - по несколько томов для каждого названия, включая научный аппарат". Во всем мире работа над наследием такого уровня идет десятилетиями - не меньше 50-60 лет. Но, как считает Полина Вайдман, это наши источники, наши композиторы, и мы ответственны перед всем миром за то, что музыканты получают, открыв нотные тексты.

Как будет дальше развиваться стартовавшее академическое издание Чайковского, пока неизвестно. Парадокс в том, что проект национального масштаба не имеет специального финансирования и издается практически на энтузиазме.

К слову

Как стало известно, 28 мая на аукционе "Сотбис" будут выставлены на торги рукописи Чайковского, в том числе, оригинал Второй оркестровой сюиты. Эти рукописи уже попадали в Дом-музей на временное хранение, но средств выкупить их тогда не нашлось. Теперь они выставляются на торги за сумму, превышающую прежнюю в несколько раз. И если сейчас не выкупить ценные автографы Чайковского, они навсегда исчезнут в частной коллекции. Как чуть не случилось с письмом Чайковского главному дирижеру Мариинского театра Эдуарду Направнику, которое в итоге приобрела для музея на свои личные средства мэр города Алена Сокольская.