Германия решила забыть о роли СССР во Второй мировой

Украинский кризис привел к странным последствиям в Германии - там стали сознательно замалчивать роль СССР во Второй мировой. Все меньше упоминаний об этом в СМИ, в общественном пространстве. Хотя, казалось бы, немцам стоит помнить о людских и материальных потерях, понесенных Советским Союзом, о страданиях нашего народа. И о том, что историческое примирение между нашими странами - это непрерывный процесс, требующий подтверждения и развития в конкретных действиях, и адекватных поступков, прежде всего со стороны Германии.

Несмотря на то, что начиная с середины апреля в Германии уже прошло порядка 50 памятных мероприятий, приуроченных к окончанию Второй мировой, до сих пор о роли Советского Союза и Красной армии в деле освобождения Европы от фашизма если и говорится, то вскользь. А об ущербе и страданиях, причиненных третьим рейхом нашей стране так и вовсе почти нет упоминаний. То есть благодарность получается какой-то выборочной.

Например, президент Германии Йоахим Гаук поблагодарил британских освободителей концлагеря Берген-Бельзен как "послов демократической культуры, которые помышляли не о мести врагу, а о том, чтобы помочь снова восстановить действительность права и человеческого достоинства в Германии". Но при этом министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая в Заксенхаузене, вообще не сказал о советских и польских освободителях этого концлагеря.

На мероприятия в Германии охотно приглашают представителей украинской диаспоры, а также антироссийски настроенных украинцев-ветеранов и узников концлагерей. Вообще, после выступлений немецких политиков создается впечатление, что на стороне СССР воевали исключительно украинцы.

Так, президент ландтага Нижней Саксонии Бернд Буземанн, выступая на кладбище советских военнопленных в Херстене, высказался в том духе, что большинство взятых в плен советских военнослужащих были с Украины. В его интерпретации это оказались люди, прошедшие голодомор и насильно призванные в Красную армию. А память о них сохранилась опять же благодаря Украине, поскольку автор установленного в Херстене в 1946 году памятника - скульптор из Киева Микола Мухин.

Есть, конечно, и исключения. Так, премьер-министр земли Бранденбург Дитмар Войдке заявил 17 апреля, выступая на Зееловских высотах в Берлине, что "Красная армия, принеся неописуемые жертвы, внесла решающий вклад в окончание развязанной Германией войны и освобождение мира и нашей страны от национал-социализма". И даже Штайнмайер в своей речи в немецкой коммуне Хальбе отдал должное памяти советских солдат, погибших в Германии, а также сказал о послевоенном примирении двух народов, хотя и не делая на этом акцента.

Но достаточно редкие упоминания о роли советских солдат погоды не делают. В целом складывается впечатление, что на всех памятных мероприятиях доминирует тема ответственности немцев за Холокост. Никто не ставит под сомнение огромное число жертв антисемитской политики Гитлера, однако это не означает, что миллионы жизней представителей других народов не заслуживают упоминания.

Число различных встреч и митингов, посвященных 70-летию окончания Второй мировой, в Германии велико - всего должно пройти около ста мероприятий, причем треть из них - 8-9 мая. То есть в целом немцы искренне хотят отметить освобождение от фашизма. Но дьявол, как обычно, в деталях. Историческая память, к сожалению, слишком часто становится заложником политических игр. Сколько бы не повторяли, что "история - это фонарь, направленный в будущее, который светит нам из прошлого", опыт показывает, что слишком часто он освещает лишь то, что выгодно действующим в настоящий момент политикам.