Взаимоотношения двух стран в тот период определял советско-китайский договор о ненападении от 21 августа 1937 года. Этот документ был подписан через полтора месяца с начала японской агрессии в Китае. К тому же срок его действия фактически не ограничивался.
Основная часть советско-китайской торговли и экономической помощи Китаю направлялась через соседний с Казахстаном Синьцзян, поскольку почти все морские порты и сухопутные артерии Восточного и Южного Китая были блокированы или оккупированы.
Китайское правительство попросило СССР в августе 1937-го помочь в создании автомобильного коридора "Сары-Озек (Восточный Казахстан) - Урумчи - Ланьчжоу" протяженностью 3000 км. Эта помощь, в основном безвозмездная, была вскоре оказана. Общее руководство над перевозкой военно-технических грузов в Китай осуществлял советско-китайский оперативный штаб в Алма-Ате. А переброска грузов по этой артерии началась 17 октября 1937 года.
Советские грузы направлялись и морским путем - в неоккупированные южно-китайские порты. Так, через Одессу в Китай в 1937 году поступило примерно 60 тыс. тонн оружия, боеприпасов, военно-технического оборудования. Но в условиях блокады китайского морского побережья основным коридором была упомянутая сухопутная артерия. По просьбе китайской стороны в 1938 году эта трасса была продлена до Сянъяна, и, таким образом, ее общая протяженность составила 3750 км.
1 марта 1938 года было подписано первое двустороннее соглашение о советском льготном кредите в 50 млн долларов (со ставкой 3% годовых), что значительно облегчало закупки Китаем товаров в СССР. Благодаря этому документу вскоре были оформлены три крупных контракта на поставку советских военно-технических материалов. Общая стоимость продукции, полученной Китаем по первому контракту, составила 27,1 млн долларов. Вскоре, в начале июля 1938 года, было заключено аналогичное кредитное соглашение на ту же сумму.
1 марта 1939 года премьер-министр Китайской Республики Кун Сянси заявил, что "с тех пор, как Китай начал вооруженное сопротивление японской агрессии, правительство СССР оказывало нам великодушную и ценную помощь в виде кредитов на сумму до 100 млн американских долларов. Этим мы получили возможность истощить агрессивные силы противника и продолжать длительную борьбу. За это китайское правительство и китайский народ глубоко благодарны... Эта помощь заметно облегчила наше напряженное финансовое положение. Прошу принять мою глубочайшую благодарность за подлинную дружбу".
Тем временем 13 июня 1939 года было заключено новое льготное кредитное соглашение уже на сумму 150 млн долларов. В итоге с октября 1937-го по сентябрь 1939 года китайская сторона получила из СССР 985 самолетов, около 90 танков, более 1300 орудий и 14 тысяч пулеметов, а также крупные грузы двойного назначения.
Наконец, 16 июня 1939 года был подписан Советско-китайский торговый договор. Он предусматривал взаимный режим наибольшего благоприятствования в торговле, возможности товарообмена по бартеру, льготных цен на взаимно поставляемые товары. Договор был заключен на три года с возможностью последующего продления, что и было сделано в канун Великой Отечественной войны.
Наша страна помогала Китаю и после германского вторжения в СССР. Так, за 1941 год общее количество поставленных из СССР, например, военных и гражданских самолетов составило 1235; орудий разных калибров - 16 000; автомашин и тракторов - 1850. А в целом за 1937-1941 годы китайская сторона получила из СССР военных и других материалов на сумму более чем 300 млн долларов. Кстати, уже к августу 1938 года на основе 82 советских танков Т-26 в Китае была сформирована первая механизированная дивизия.
В свою очередь и Китай помогал нашей стране в военные годы. Так, в 1943 году по решению китайского руководства три партии электроэнергетического оборудования из США, предназначенного Китаю по ленд-лизу, были перенаправлены американцами в нашу страну. Как заявило руководство Китая, в связи "с огромными потребностями обороны и тыла СССР в оборудовании". Этот союзнический поступок Китая отмечен и в мемуарах тогдашнего главы комитета США по ленд-лизу Эдварда Стетинниуса ("Lend-Lease: Weapon For Victory". - New York: Macmillan Co.; 1944): "...Третья программа ленд-лиза была связана с генерацией электроэнергии для советских военных заводов в Зауралье и в опустошенных немцами районах, отвоеванных Красной Армией. Эта программа началась с трех генераторов, изготовленных у нас для Китая, но в Китае решили в 1943 году передать их России".
Китайская Чанчуньская железнодорожная магистраль стала стержнем экономического и военно-технического взаимодействия СССР и Китая. Эта железная дорога (более 2600 км), по кратчайшему пути соединяющая через Северо-Восточный Китай Забайкальский и Приморский регионы России, сыграла важную роль в победе над Японией в 1945 году.
В конце августа 1945-го вся трасса Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) была освобождена советскими войсками и силами китайской народно-освободительной армии от оккупантов. Причем по этой артерии, по мере ее освобождения, перевозились войска и военные грузы, что ускорило капитуляцию японской Квантунской армии в Северо-Восточном Китае и в соседней Северной Корее.
Согласно подписанным 14 августа 1945 года в Москве советско-китайскому договору о дружбе и союзе и соглашению по организации работы этой артерии, Южно-Маньчжурская (ЮМЖД) и КВЖД поступали в совместное управление СССР и Китая, получив единое название "Китайская Чанчуньская железная дорога" (КЧЖД). Причем совместная эксплуатация КЧЖД должна была осуществляться под суверенитетом Китая. СССР предоставлялось право перевозить по дороге транзитом - без таможенного досмотра - военное имущество в опечатанных вагонах.
Это соглашение было заключено на 30 лет, по истечении этого срока КЧЖД подлежала безвозмездной передаче в собственность Китая.
24 августа 1945 года договор о дружбе и союзе и связанные с ним советско-китайские соглашения, в том числе по КЧЖД, были ратифицированы.
После образования 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики (КНР), правительством СССР было безвозмездно передано к началу 1953-го все свои права по совместному управлению КЧЖД. В память о передаче КЧЖД Китаю был выпущен к концу того же года бронзовый знак, символизирующий дружбу обоих государств и народов.