Дневное выступление было благотворительным - в оперный театр пригласили ветеранов войны, сотрудников силовых ведомств, курсантов Военно-воздушной Академии и Воронежского института МВД, а также творческую молодежь. Обрамлением концерта стали безусловно узнаваемые "Рассвет на Москва-реке" из оперы "Хованщина" Мусоргского и фрагменты из балета Чайковского "Щелкунчик" ("Марш", "Трепак" и "Вальс цветов"). В середку маэстро поместил третий концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром и прелюдию к балету "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси - довольно часто исполняемые, но не "приватизированные" массовой культурой сочинения (что, впрочем, не вредит ни ей, ни тем более классике). Вечером оркестр Мариинского театра пустил в ход "тяжелую артиллерию" - помимо Дебюсси, в программу вошел обаятельный Верди (увертюра к опере "Сила судьбы") и всепобеждающий Чайковский - Первый фортепианный концерт и Первая симфония ("Зимние грезы").
Такая концентрация популярных произведений не могла не напомнить об аналогичном фестивальном концерте 2014 года. Тогда Валерий Гергиев ехал в Воронеж с репертуаром для гурманов - в плане концерта стояли Шостакович и Брамс - но в итоге заменил последнего на "беспроигрышных" Мендельсона с Равелем. Местная критика уловила в этом чуткость маэстро к аудитории, которая и впрямь показала себя неготовой к восприятию мелодически сложной, малознакомой музыки. На сей раз программа оказалась щадящей изначально. Зал, к слову, выглядел достойнее, чем год назад. Почти все зрители выключили мобильники. Почти все осторожничали в паузах, памятуя о том, что не каждая секунда тишины создана для аплодисментов. Глядишь, и до Брамса "от Гергиева" доживем.
Но пока на повестке дня вопросы более прозаичные. Театр оперы и балета ждет капремонта и реконструкции много лет.
- Надо сохранить исторические, архитектурные параметры, преобразовать здание внутри, не меняя общего замысла, этой величественности… - подчеркнул Валерий Гергиев. - В Самаре именно так и поступили. А вот сцену стоит привести к современным стандартам - тогда мы сразу будем привозить сюда спектакли Мариинского театра, не ломая голову над тем, как их "ужать". У нас же коробка вдвое больше. Можно подумать о том, чтобы показать у вас наше "Обручение в монастыре", например, но пространство будет "душить" спектакль… Реконструкция - это необязательно дорого и долго! Долгосрочные проекты любят только строители: им выгодно объем работ растянуть во времени и регулярно повышать сметную стоимость. Мы через такое проходили: Мариинку-2 строила дирекция минкультуры десять лет (бюджет проекта возрос за этот период в семь раз), а концертный зал мы сами возвели за девять месяцев! Надеюсь, что в Воронеже решат проблему с оперным театром. Столь же мала сцена в Перми. Вообще во многих регионах нужно улучшать акустику концертных залов (а лучше строить их заново, но это затратно). Время непростое. Однако радует, что за месяц поездок с Пасхальным фестивалем я не увидел уныния ни у губернаторов, ни у обычных людей.
Другая острая проблема - отсутствие качественных инструментов. На воронежских концертах Пасхального фестиваля использовали рояль "Москва". Гергиева он "порадовал ярким красным цветом и названием", но фабрике "Красный Октябрь", по мнению маэстро, "лучше выпускать шоколадки" (речь, конечно, о разных производителях-тезках).
- Сегодня лучшие рояли делают за рубежом, но рано или поздно мы вернемся к тому, чтобы делать их у себя на хорошем уровне, - добавил дирижер. - Лет 30 назад мы все играли на нормальных ленинградских, краснодарских или таллинских инструментах…
Когда виртуозный Алексей Володин играл Прокофьева, огрехи воронежского красного рояля были еще малозаметны. Даниилу Харитонову инструмент достался в несколько разбитом состоянии, пришлось приложить массу усилий, чтобы добиться приличного звука. Публика оценила высокую технику исполнения.
- Присмотритесь к этому пианисту! Ему всего 16, он только что взял первый приз на конкурсе Владимира Крайнева и станет, пожалуй, самым молодым участником конкурса имени П. Чайковского. У Даниила огромный потенциал. Да, это еще не зрелая игра, это интерпретации юноши. Но он будет развиваться, - отметил Гергиев.
На бис маэстро преподнес воронежцам "Адажио" из балета "Щелкунчик", посвятив его исполнение памяти Майи Плисецкой. Она умерла 2 мая - в день рождения Гергиева.
- Утром они с Родионом Константиновичем звонили мне с поздравлениями, а потом… Мы близко дружили много лет, эта смерть стала неожиданностью, ударом. Мне пока не дается та дистанция, с которой можно говорить о Майе Михайловне. А о ней можно много хороших слов сказать… Во многом из-за этой семьи, живущей в Мюнхене, я согласился возглавить Мюнхенский симфонический оркестр. Мы общались десятки раз в год, поставили едва ли не все произведения Щедрина. Надеюсь, у него достанет мужества завершить ту оперу, над которой он в последнее время работал.
Справка "РГ"
Московский Пасхальный фестиваль был создан в 2002 году и вскоре вошел в число крупнейших музыкальных форумов такого рода, проводимых в Западной Европе (в Зальцбурге, Вене, Берлине, Люцерне, Лондоне). В его программе - звонильная неделя, выступления хоров, симфонических и камерных оркестров, благотворительные концерты в храмах и социальных учреждениях для ветеранов, инвалидов и детей-сирот. Нынешний Пасхальный фестиваль посвящен 175-летию Петра Ильича Чайковского и 70-летию Победы. По традиции 9 мая на Поклонной горе музыканты играют бесплатно под открытым небом. На этот раз там с оркестром выступит пианист Денис Мацуев. За 14 лет участники Московского Пасхального фестиваля побывали более чем в 50 регионах России и за три-четыре года намерены охватить страну полностью.