По мнению экспертов, для большинства разработчиков зарубежные рынки стали привлекательнее с точки зрения дохода. "По сравнению с прошлым годом вслед за негативным финансовым прогнозом на рынок вполне ожидаемо пришел кризис кадров и пересмотр ключевых стратегий. У многих компаний доходы в рублях остались на том же уровне, и даже если они выросли, то в итоге при пересчете в валюту сильно просели, чем подпортили финансовые показатели. В связи с этим многие компании стараются оптимизировать расходы и при этом удержать свои позиции на рынке, - объяснил представитель компании Wargaming Иван Живица. - Если в прошлом году отечественные разработчики старались собирать вокруг себя профессионалов, активно привлекали инвесторов, то тенденция этого года - отток капитала и выезд самих разработчиков за пределы страны. По сути, есть те, кто активно развивает свои проекты и делает ставку на внутренний рынок в надежде, что в ближайшее время он стабилизируется. С другой стороны кардинально противоположное мнение. Многие возлагают большие надежды на игровой рынок ЕС. К сожалению, на фоне просевшего курса рубля, евро тоже не подает особых надежд, что уже не позволяет называть Европу стабильным рынком".
Кризис отразился и на ретейловых игроках. "Они подняли цены почти в два раза. Но и это не сильно остановило увлеченных игроков и интереса к отечественным играм не изменило, - считает директор по развитию бизнеса игровой компании Nekki Сергей Бабаев. - Если же говорить о мобильном рынке, то там не каждый пользователь знает, в отечественный проект он играет или иностранный".
Логично, что кризис перераспределил продажи в основных сегментах. "Ожидается, что за этот год в России может вырасти доля мобильных игр и PC, а консоли, в силу цен на игры, станут менее привлекательными для игроков, но эту ситуацию могут исправить бесплатные консольные игры, которые начинают появляться все чаще и чаще, - отметил руководитель игрового направления Mail.Ru Group Олег Шпильчевский. - Что же касается геймеров, то каких-либо значимых изменений в их поведении пока нет. Игры по-прежнему остаются одним из самых доступных видов развлечений. Ряд компаний-разработчиков и store предприняли в декабре попытки изменить стоимость внутриигровых валют, что в конечном итоге уменьшило число платящих игроков и снизило спрос на виртуальные подарки в этих играх, но в целом на ситуацию не повлияло".
Достижением последних лет в игровой индустрии стало снижение доли пиратской продукции, но прогресс в этой части может замедлиться. "Скорее всего, доля нелицензионной продукции вырастет, несмотря на слаженные действия правообладателей и провайдеров доступа в Интернет, - считает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. - Производство пиратских дисков осталось на прежнем уровне, но легальные продажи выросли в десятки раз. В этом году из-за падения рубля стали более популярны "прошитые" игровые приставки, на которые пираты ставят нелицензионную прошивку, позволяющую скачивать игры с торрентов".
Как и в прошлые годы, среди всех сегментов игрового рынка лидерство сохраняет мобильный рынок. "Консольный рынок потихоньку проседает, PC чувствует себя уверенно, но говорить об активном росте не приходится. Тренд года - мобильные приложения и мобильный гейминг. В этой сфере сейчас наибольшая конкуренция, - подтвердил Иван Живица. - Конкуренцию именитым компаниям активно составляют молодые стартапы. Хорошие разработчики сейчас востребованы везде, и даже маленькие студии способны создавать хиты. По сути, уже не важно, где идет разработка, важно, чтобы условия были комфортными, а разработчик чувствовал поддержку со стороны правительства и уверенность в завтрашнем дне".
"Активно продолжают развиваться, конечно, онлайн-игры. Отдельно можно выделить MMO-сегмент, он по-прежнему занимает значительную долю рынка во многих странах, в том числе и в России. Высокими темпами растут мобильные игры, замедляются, но по-прежнему интересны социальные, - добавил Олег Шпильчевский. - Разработчики востребованы во всех направлениях. Если брать привлекательность рынка с точки зрения денег, то, конечно, сейчас нарасхват мобильные разработчики. Если же смотреть с точки зрения движения индустрии в целом, то на Западе сейчас начинается бум шлемов виртуальной реальности и Augmented Reality. Эти два направления в теории могут в очередной раз преобразовать рынок".
Дмитрий Лепешкин подтвердил, что производители игр ожидают мощный стимул от нового оборудования, а именно Oculus Rift 2, разрабатываемый компанией Oculus VR. Он, например, способен сделать популярный отечественный симулятор "Битва за Сталинград: Ил-2 Штурмовик" игрой, приносящей новые ощущения. Со шлемами виртуальной реальности вообще связывают очень много надежд. Ожидаем, что сегмент симуляторов будет самый конкурентный в этом году.