Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ
Министерство связи и массовых коммуникаций подвело итоги работы Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) за первый квартал 2015 года. С начала года зафиксировано 17,4 млн посещений портала, всего с момента запуска пользователи посетили его 193,7 млн раз. За первые три месяца 2015 года пользовали заказали на портале 4 млн федеральных, 114 тыс. региональных и 139 тыс. муниципальных услуг.
Очевидно, что долгие годы работе госорганов мешали сложный документооборот, многоэтапные процедуры согласования и утверждения документации, трудности сбора и хранения данных. Но внедрение IT в госсреду преобразило работу государства.
- Насколько охотно граждане пользуются госуслугами в электронном виде?
- Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в 2013 году составила 30%. По итогам 2014 года этот показатель увеличился до 35,3%. Достигнуть этого результата удалось в том числе благодаря совершенствованию Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В 2014 году пользователи заказывали услуги в электронном виде 16,8 миллиона раз против 12,9 миллиона в 2013 году.
Количество россиян, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а значит, имеющих возможность получать госуслуги в электронном виде, за 2014 год выросло почти в два раза - на шесть миллионов и составило 13 млн.
- Активно ли используются системы электронного документооборота? Видите ли вы прогресс в развитии Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)?
- СМЭВ сейчас полностью закрывает потребности органов власти по обмену сведениями, которые необходимы для предоставления государственных услуг в электронном виде и выполнения государственных функций.
Доступный для обмена состав сведений постоянно расширяется. Например, с недавних пор госорганы не могут требовать с юридических лиц предоставления документов, которые уже есть в распоряжении госорганов и которые ведомства по каналам СМЭВ могут запросить друг у друга.
Сейчас к СМЭВ подключено более 11 тыс. участников. Из них 85 составляют федеральные органы власти, 1,3 тыс. - региональные, 8,6 тыс. - муниципальные и более 900 - кредитные организации. Пока самыми активными поставщиками информации в СМЭВ остаются Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба России, Пенсионный фонд РФ и Министерство внутренних дел РФ.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество запросов как от органов власти, так и от кредитных организаций возросло почти в 2,5 раза и составило 4,3 млрд.
Заметнее всего увеличилась активность кредитных организаций. За минувший год количество запросов выросло в четыре раза и достигло 1 млрд. Для сравнения, количество запросов от федеральных органов власти увеличилось в 2,3 раза, от региональных органов власти - в 3,3 раза.
- Какие услуги наиболее востребованы населением?
- Самыми востребованными услугами в 2014 году у россиян стали проверка штрафов ГИБДД, налоговой задолженности, наличия исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов, а также оформление загранпаспорта и информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования.
- Будут ли внедряться новые услуги?
- Да, в 2015 году мы планируем реализовать на портале предоставление услуг органов загс, услуг в сфере образования и транспорта, получение охотничьего билета. Эта услуга достаточно востребована во многих регионах страны.
Часть работы - оптимизация приоритетных региональных госуслуг с тем, чтобы в любой точке страны они стали доступны с ЕПГУ в едином удобном виде.
- Расскажите, какие преимущества могут получить граждане, используя электронные госуслуги? Ведь многие привыкли по старинке ходить по ведомствам, чтобы получить необходимую помощь от государства.
- Основное преимущество электронных госуслуг - повышение качества жизни за счет экономии времени на их получение. Закреплена возможность записаться в ведомство на получение госуслуг.
С 1 января 2015 года заработала система досудебного обжалования решений и действий, совершенных государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг в электронном виде. Система досудебного обжалования представлена отдельным порталом, доступным по адресу do.gosuslugi.ru. Оставить свой отзыв о работе органов власти на сайте может гражданин, зарегистрированный в ЕСИА. Таким образом получение госуслуг в электронном виде повышает прозрачность процесса взаимодействия гражданина и государства.
- Как контролируется качество госуслуг?
- При получении госуслуг в электронном виде мы предлагаем гражданину оценить качество ее предоставления. Затем анализируем оценку. Средний балл удовлетворенности граждан получением госуслуг в электронном виде довольно высокий. Эти данные можно найти на сайте Вашконтроль.Ру.
- Каковы планы по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия на ближайший год?
- С 1 июня 2015 года стартует пилотный проект с банками, в рамках которого банки смогут получать доступ к данным Пенсионного фонда при участии своих клиентов. Схема выглядит следующим образом. При обращении в банк за кредитом клиенту предложат предоставить информационной системе банка доступ к данным о состоянии счета в ПФР. Если заемщик даст согласие, будет инициирован запрос данных о состоянии счета в ПФР через портал госуслуг и предоставление разового доступа к этим данным со стороны информационной системы банка. На Едином портале госуслуг доступна функция заказа сведений о пенсионных накоплениях - можно посмотреть объемы и динамику поступлений на страховую и накопительную части.
В 2015-2016 годах планируется внедрение нового функционала системы, обеспечивающего взаимодействие между органами власти в различных субъектах РФ. Это значительно увеличит качество оказываемых госуслуг.