Начать обновление запланировано в этом году и в течение нескольких лет закончить его на всех станциях. И подземка - лишь первая часть программы по внедрению единой системы ориентирования в городе. Специально для столицы придумали новый шрифт и набор пиктограмм для указателей, которые, по задумке авторов, будут легко читаться и помогать понять человеку, где он находится. Важное условие - они должны стать узнаваемыми, то есть чисто московскими, хотя разрабатывали новую навигацию английские дизайнеры из компании, сделавшей аналогичные проекты для Нью-Йорка и Лондона.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе метрополитена, новая система информирования принципиально отличается от существующей. Она состоит из элементов, расположенных на всем пути пассажира - от подхода к станции до выхода из метро, давая необходимые сведения. По словам главы метрополитена Дмитрия Пегова, новый стандарт размещения визуальной информации позволит людям увереннее чувствовать себя на всей территории подземки. Изначально все элементы "обкатали" на станции "Текстильщики" и "Кузнецкий Мост", где эксперимент начался в конце октября прошлого года. На "Кузнецком Мосту" установили еще и совершенно непривычную для Москвы светящуюся круглую стелу со схемой города. Кроме того, на станциях появились панно с трехмерными достопримечательностями, расположенными наверху. Несколько месяцев дептранс и метрополитен собирали отзывы профессионалов и обычных пассажиров, в результате чего шрифт на указателях решено сделать крупнее - люди с плохим зрением жаловались, что не видно, а круглые стелы, хоть они и вызвали массу споров, "пустили в жизнь".
Помимо привычной информации о расположении ближайших улиц, на указателях обозначат номера выходов в город. На платформах установят те самые круглые стелы со схемами метро, планами прилегающей территории с указанием номеров выходов к ближайшим достопримечательностям и объектам социальной инфраструктуры, а также с обозначением маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев - эта информация очень востребована.
"Московское метро и общественный транспорт давно заслуживали профессиональной и современной системы навигации, - говорит художник и дизайнер Мария Бирюкова-Даттон. "Сейчас на указателях имеется просто набор текстовой информации. То, что видела я у англичан - современно, профессионально, узнаваемо. Фирменная шрифтовая гарнитура, большая серия пиктограмм. Мне понравилось, что они получились динамичными и с долей дизайнерского юмора. Хотя пока трудно судить, как они будут читаться - это зависит от масштаба исполнения. Импонирует и система размещения текстовой информации на указателях, видна среди нее иерархия, нет ощущения скученности. И есть такой красивый воздух и ритм. Правда, у меня есть подозрение, что многие постоянные пассажиры все же предпочтут старую навигацию, потому как она более привычна. Но чем больше будет профессиональных работ в этой области, тем скорее Москва станет настоящей европейской столицей".
Олег Пахмутов из дизайн-бюро, специализирующегося на уличной навигации, добавил, что это правильно - вынести на первое место в новых указателях номера линий вместо длинных названий. Только москвичи знают, а русскоязычные могут выговорить "Таганско-Краснопресненская" или "Замоскворецкая". Приезжим намного проще сказать "голубая" или "пятая". В московское метро ежедневно спускаются почти 9 (!) миллионов человек, многие из которых - не москвичи.
Напомню, это не первый шаг города по упрощению ориентирования в столичной подземке. Летом прошлого года появилась напольная навигация на почти 50 станциях - наклейки с надписями на двух языках сделаны из особо прочного пластика, который должен прослужить не меньше пяти лет. А зимой заработала первая информационная стойка на "Комсомольской", где у операторов на нескольких языках можно узнать максимум данных - как лучше проехать в ту или иную точку города. Такие стойки до конца года должны открыться еще на 12 станциях, входящих в крупные транспортно-пересадочные узлы.