И тем не менее. Наученные горьким опытом террористических атак исламских экстремистов в Париже, февральскими инцидентами в Ницце и недавними громкими ограблениями в Канне, власти стянули к фестивальной столице мощные дополнительные силы; говорят, что в по-праздничному беззаботной толпе много полиции в штатском. В Канне самая высокая концентрация камер наблюдения - по одной на каждые полторы сотни жителей. Под особым надзором шоссе, ведущие к городу, подходы с моря и с неба (на эти дни полностью запрещены дроны). Тщательно просеиваются социальные сети в поисках назревающих митингов и демонстраций. И все равно не забуду, как я час просидел в одном из каннских кинозалов в гулкой тьме: бастующие энергетики отключили все фестивальные точки, проекторы онемели, публика веселилась.
А сейчас с огромных фестивальных панно на вас смотрит прекрасный лик Ингрид Бергман - одной из икон мирового кино, великой актрисы Ингмара Бергмана, Роберто Росселлини, Альфреда Хичкока, Джорджа Кьюкора, игравшей вместе с Грегори Пеком, Хэмфри Богартом, Шарлем Буайе, Кэри Грантом, героини "Касабланки", "Осенней сонаты", "Завороженного", "Газового света"... Как и прошлогодний плакат с Марчелло Мастроянни, новая эмблема фестиваля символизирует преемственность традиций, идеалов и мастерства, которую слишком многие сегодня ставят под вопрос и в теории и на практике.
О "золотом веке" кино напоминают и афиши секции "Каннские классики". В них отдана дань Орсону Уэллсу, которому исполнилось бы сто лет, португальскому мастеру Маноэлю де Оливейре, недавно ушедшему в возрасте 106 лет и до последних дней снимавшему кино, и братьям Люмьер: по случаю 120-летия со дня рождения кинематографа в зале "Люмьер" пройдет парад первых в истории фильмов.
Красная дорожка перед фестивальным дворцом охраняется как никогда. В паузах между премьерами на ней всегда фотографировались смертные - теперь решено это дело запретить: гротескные "селфи" разрушают святость места. Так что в среду небожители шли по девственно чистому ковру: Джейн Фонда, Наоми Уоттс, Руни Мара, Марион Котийяр, Кэйт Бланшетт, Микаэль Фассбендер, Джесси Айзенберг, Жерар Депардье, Катрин Денев; в жюри, кроме братьев Коэн (главный конкурс) и Изабеллы Росселлини ("Особый взгляд") - Софи Марсо, Джейк Джилленхол, Сиенна Миллер, Гильермо дель Торо и самый юный из рефери французский enfant terrible Ксавье Долан...
В главном конкурсе редкий гость: фильм, представляющий кинематографию Венгрии, которая во второй половине ХХ века была одной из самых сильных и оригинальных в Европе. Драма "Сын Сола", дебютная работа Ласло Немеша, посвящена всегда воспаленной теме Холокоста. Среди наиболее ожидаемых картин - "Иррациональный человек" Вуди Аллена (вне конкурса), режиссерский дебют Натали Портман "Повесть о любви и тьме", анимационная экранизация "Маленького принца" Экзюпери. Любители кино шокового с любопытством ждут "Любовь" аргентинца Гаспара Ноэ, которую в критике уже отнесли к образцам жесткого порно. Для таких картин фестиваль выделил отдельную внеконкурсную программу полуночных сеансов; здесь покажут также документальный фильм "Эми" об английской певице Эми Уайнхаус, умершей в возрасте 27 лет от алкогольного отравления.
В конкурс "Особый взгляд" в самые последние недели был включен "Могильник славы" - новый опус Апичатпонга Вирасетакула, пять лет назад завоевавшего Золотую пальмовую ветвь за фильм "Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни". Режиссер учился в Чикаго, но имеет репутацию "тайского гения" и усердно разрабатывает эту золотую жилу, снимая непрофессионалов и оставляя наблюдателей в растерянности: это дилетантизм или новое слово в кино? Завоевавший известность драмой "После Люсии", молодой мексиканец Мишель Франко снял новую картину "Хроники" в США с участием Тима Рота и Битси Таллок - рассказ о человеке, ухаживающем за смертельно больными и переживающем острую депрессию. Фильм включен в главный конкурс тоже в последние дни и уже потому возбуждает интерес.
Постепенно обрисовывается странноватая тенденция обновленного Каннского фестиваля: упор на кино Европы, но при этом снятое в США и на американской натуре. Среди языков фестивальных картин решительно доминирует английский: даже два из трех итальянских конкурсных фильмов - англоязычные. На английском сняты единственный в конкурсе фильм из Греции, единственный - из Норвегии... В Калифорнии снял свой конкурсный фильм "Долина любви" Гийом Никлу с Изабель Юппер и Жераром Депардье. Почему? В надежде завоевать мировой рынок, естественно. Я люблю английский, но тенденция устрашает и меня: вместе с языком киноискусство утрачивает и национальные черты, когда София Лорен принципиально не похожа на Мерилин Монро, а Симона Синьоре - на Лолиту Торрес. Язык - не только колорит, стили и ритмы жизни, но и способ мышления, и проекция истории в современность, и та неповторимая ментальность, которая отличает кино итальянское от американского, китайского или русского. Глобализация - дело хорошее и неотвратимое, но искусство и супермаркет - все-таки на разных страницах словаря.
Публика на официальные каннские просмотры попадает редко: все больше профессионалы и VIP - очень важные персоны. По пригласительным. Зато можно свободно наслаждаться классическим кино под звездами - кинопоказы на набережной Круазетт включают отреставрированные фильмы Акиры Куросавы, Марселя Карне, Ива Робера, Джеймса Кэмерона, Эдуардо Молинаро, Брайана Сингера. Будут там показаны и обе серии "Ивана Грозного" Сергея Эйзенштейна.
Гламурный Канн знаменит своими звездными вечеринками - они еженощно проходят на роскошных яхтах, в отелях и виллах Канна и окрестностей, где неумолчно поют сладострастные французские лягушки. Наиболее знаменит благотворительный слет знаменитостей в пользу международного фонда Антиспид. Вести этот вечер приглашены Натали Портман, Шарон Стоун и братья Коэн, среди гостей ожидаются Изабелла Росселлини, Милла Йовович, Джейк Джилленхол, Диана Крюгер, чемпион "Формулы-1" Льюис Хэмильтон.