Юбилейные торжества, приуроченные к дате 175-летия Чайковского, уже позади. И впервые эпицентром торжеств стали не столичные города, а подмосковный Клин, где в Доме-музее композитора презентовали первое в мире Академическое полное собрание его сочинений и прошел первый Международный фестиваль Чайковского.
Оба события - из разряда сенсационных. Во-первых, творения русского классика никогда не издавались в авторских оригиналах, и до сегодняшнего дня мир играл не по тем нотам, которые композитор написал. Восстановить истину было реально только в Клину, где в Доме-музее Чайковского собран крупнейший фонд рукописей. И то, что в юбилейные дни Клин наконец предстал "оракулом" подлинного Чайковского, презентовав первые тома будущего Академического собрания, - безусловно, событие года. Изданию дан старт, а впереди - десятилетия огромной работы, которую подвижнически ведет живая легенда клинского Дома-музея Полина Вайдман. Но на голом энтузиазме такой проект не продержать.
Между тем новенькие тома с авторскими редакциями Первого фортепианного концерта уже получили в подарок гости Международного фестиваля в Клину - Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Денис Мацуев. А пианист Кирилл Герштейн (США) и БСО им. П.И. Чайковского с Владимиром Федосеевым исполнили эту авторскую редакцию на фестивале.
Сам факт, что в Клину, не имеющем концертной инфраструктуры, удалось вдруг махом организовать международный фестиваль, собравший знаменитые оркестры Венской филармонии, Мариинского театра, Большой симфонический, стало еще одной сенсацией юбилея. Причем габариты музейного зала на 300 мест со сценой, вмещающей усеченный оркестровый состав, не отразились на музыкальном результате. А V симфония Чайковского в исполнении венцев и Риккардо Мути произвела невероятный эффект, когда каждая фраза, акустически словно пропущенная через "лупу" и окрашенная неожиданной для исполнительского стиля венцев исступленностью и горячим человеческим волнением, сливалась с залом в общее живое музыкальное "тело". Финал Пятой вышел торжествующим, сияющим, победительным: несокрушимый мир Чайковского, который, как выясняется, еще предстоит открывать.
Хотя фестиваль и удивил полным отсутствием в афише певцов и субъективным выбором заказанного сочинения, посвященного худруку фестиваля Андрею Головину композитором Антони Жираром, будущее Клина связывается с ним, как и развитие Дома-музея Чайковского. Ведь именно Чайковский может сделать Клин городом мирового культурного ранга. И глава Клина Алена Сокольская это понимает.
Только теперь впереди у города - не юбилеи, а колоссальная работа, в том числе - по воссозданию усадебных руин, связанных с именем Чайковского: Демьяново, Фроловское, Майданово.
И еще актуальный вопрос: выкупит ли кто-нибудь для Дома-музея рукописи Чайковского на аукционе Сотбис?