Впрочем, празднование дня рождения главной подземки страны началось еще в начале мая, но основные торжества все же прошли в минувшую пятницу. Чтобы принять в них участие, корреспонденту "РГ" пришлось на один день стать ранней птахой и проснуться задолго до рассвета. Ведь поезда отправились на свой парад под звуки духового оркестра ровно в 5.40 со станции "Октябрьская". Командовал этим парадом начальник столичного метрополитена Дмитрий Пегов.
- Ровно 80 лет назад в 7 часов утра московское метро открыло свои двери для первых пассажиров, - напомнил он, обращаясь к сотрудникам подземки и гостям, приехавшим поздравить метрополитеновцев. - Поэтому именно утром мы открываем парад поездов, которые в обычные дни обслуживают другие линии. Надеюсь, эти составы напомнят пассажирам о знаковых событиях, проходивших в нашем метрополитене в течение 80 лет.
Участниками торжественного "забега" по "кольцу" стали поезда самых разных типов, работающих сегодня в московском метро. Вести их, по словам Пегова, было доверено лучшим машинистам, заслужившим "это своим долгим и добросовестным трудом в московской подземке". Друг за другом два дня подряд по "коричневой" ветке ездили как составы ранних серий "Еж" и "Номерной", так и последних - "Русич" и 81-760.
Пассажиры также смогли прокатиться и на одном из самых редких поездов - "Яузе", выпускавшемся с 1995 по 2004 годы. Сейчас на Люблинской и Каховской линиях работают всего семь таких поездов. Своим внешним видом - формой дверей, окон и серой окраской - вагоны напоминают составы нью-йоркского метро. Особый интерес у москвичей вызвал Ретропоезд, обычно курсирующий по "красной" ветке. В нем удалось воссоздать интерьер самых первых вагонов метро, перевозивших пассажиров 80 лет назад. Здесь и в помине не было кондиционеров и современного освещения, но зато были светильники с теплым приглушенным светом. А салоны вагонов были облицованы негорючим пластиком, стилизованным под "линкруст" - вид отделочного материала, изобретенного в Англии и применяемого в отделке советского метрополитена вплоть до 70-х годов. Но главный атрибут, который с завистью оценил и корреспондент "РГ" - мягкие диваны, которых сейчас не встретишь в современных вагонах. Поговаривают, что появились они в ту пору благодаря настойчивости первого секретаря Московского комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича. Ему очень не понравились деревянные лавочки, которые успели установить в пробных вагонах. Увидев "жесткий" салон, он проронил ставшую известной фразу: "Каждому пассажиру надо дать по мягкому месту!" И к открытию подземки пожелание наркома было выполнено.
Мягкие сиденья советским гражданам пришлись по душе, как, впрочем, и скорость поездов, позволявшая им быстро добираться под землей до работы или в гости к друзьям. Уже тогда состав мог легко разогнаться до 60 км/час, чем иногда пугал непривыкших к такому "лихачеству" пассажиров. В 30-е годы наземный общественный транспорт, например, трамваи, передвигался по городу со скоростью не больше 40 км/час. Сейчас поезда в метро способны двигаться быстрее, правда, в часы пик из-за плотного графика машинистам часто приходится снижать скорость. С интересом москвичи встречают в эти дни в метрополитене тематические поезда, посвященные 70-летию Великой Победы и 80-летию метро. Это уже составы нового типа - со сквозным проходом между вагонами.