18.05.2015 12:39
    Поделиться

    Основной причиной аварии "Прогресса" стал брак

    Госкомиссия, которая расследует аварию ракеты "Союз-2.1а" с космическим грузовиком "Прогресс М-27М", рассматривает несколько версий разгерметизации баков носителя. В том числе сильные нагрузки при полете и производственный брак. Специалисты не скрывают: до конца пока так и не понятно, что конкретно произошло.

    Как сказал ранее первый заместитель главы Роскосмоса Александр Иванов, причиной аварии могла стать нештатная ситуация в момент разделения ракеты и корабля. Так, эксперты рассматривали разгерметизацию в результате некорректной работы третьей ступени ракеты-носителя. Как говорят специалисты, анализ параметров орбиты показывает: две ступени ракеты отработали штатно. Сбой произошел именно на этапе работы третьей. Из-за этого корабль оказался на орбите выше расчетной. Кроме того, происходило сильное вращение его вокруг своей оси - скорость около 90 градусов в секунду. С Земли неоднократно посылали команду на включение основного двигателя "Прогресса", однако она так и не сработала. В результате грузовик сгорел в плотных слоях атмосферы утром 8 мая.

    Напомним, "Прогресс М-27М" стартовал с космодрома Байконур 28 апреля. По словам специалистов, телеметрия с "грузовика" пропала за 1,5 секунды до его отделения от ракеты-носителя. Сам корабль, по имеющейся информации, улетел на 30 километров выше расчетной орбиты. Естественно, у всех один вопрос: что произошло?

    Однако уже "точно установлено, что двигатели третьей ступени в нештатной ситуации с "Союзом-2.1а" не замешаны", - сказал ТАСС один из членов госкомиссии. По его словам, сейчас члены комиссии на предприятиях ракетно-космической отрасли изучают узлы и системы третьей ступени, проводят их проверку на стендах и моделируют нештатную ситуацию. Расследователи аварии должны определить точную причину аварии "Прогресса" до 22 мая - такой срок назвал глава Роскосмоса Игорь Комаров.

    Эксперты утверждают: на предприятиях отрасли по-прежнему существует проблема с приемкой. Расследование космических ЧП всегда велось по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка  и умышленное постороннее воздействие. Но, похоже, мы можем вновь иметь дело с "человеческим фактором".

    Нашу космическую отрасль долго преследовали провалы: в 2011 году - 4 аварии и 5 потерянных спутников, в 2012 году - 2 аварии и столько же "убитых" аппаратов, в 2013-м - 2 аварии, включая запуск с "Морского страта". В декабре 2010 года в Тихий океан упали сразу три (так же как и сейчас) спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива.

    Особенно большой резонанс имел аварийный пуск "Протона-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" 2 июля 2013 года, который транслировался в режиме онлайн по телевидению. Как говорил на "деловом завтраке" в "РГ" руководитель Роскосмоса Игорь Комаров,  непосредственная причина аварии 2013 года - неправильная установка датчика угловых скоростей. Грубо говоря, он был поставлен "с ног на голову". "Я сам смотрел: там даже есть паз специальный, чтобы исключить неправильную установку, - рассказывал Комаров. -  Так что датчик, видимо, просто забили".

    Следственный комитет России обвинил контролера Центра имени Хруничева: не заметил ошибки при монтаже.

    "Поменяли человека, взяли другого, сделали так, что теперь "забить" датчик невозможно? - спросили Игоря Комарова журналисты. "Если вы думаете, что на этом все облегченно вздохнули, - конечно нет, - ответил он. - На примере центра Хруничева мы видели, что более десяти лет происходило ухудшение не просто финансового состояния отдельного предприятия - ухудшение системы управления. Приведу интересный пример: на одном из семинаров мы проводили тестирование. Главным был вопрос: от чего все проблемы в космической отрасли? Примерно 76 процентов руководителей ответили: в системе управления".

    Один из экспертов "РГ" генерал-майор Владимир Уваров приводил в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он лично присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".

    Поделиться