Почему на юге России упали продажи новых легковых автомобилей

В России в первом квартале нынешнего года на 36 процентов снизилось количество продаж легковых автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Об этом сообщил аналитический центр "Альфастрахование". Однако в некоторых регионах этот показатель значительно выше. Например, в Ростове-на-Дону продажи новых машин снизились аж на 47 процентов. По данным экспертов, с начала 2015 года ростовчане приобрели 7929 новых автомобилей, в прошлом году на эту дату - свыше 15 тысяч машин.

Впрочем, даже при такой рыночной динамике некоторые автодилеры смогли увеличить количество продаж. Так, самой популярной маркой в Ростове стал Hyundai. Всего было продано 1279 автомобилей этой марки, что на четыре процента больше, чем в 2014 году.

Несмотря на 27-процентный уровень падения вторым в донском рейтинге по популярности стала марка Kia. На третьей позиции Lada: 857 проданных в 2015 году машин. Далее следуют Toyota, Renault, Volkswagen, Nissan, Skoda и Chevrolet. Замыкает десятку наиболее популярных автомобилей среди жителей Ростова-на-Дону GAZ. В 2015 году было продано 296 автомобилей этой марки.

- Хотя динамика продаж новых автомобилей в Ростове сильно отличается от общероссийской, лидерами являются практически одни и те же марки. В Ростове это Kia, Renault, Mitsubishi, Lada, Nissan. Среди лидеров общероссийских продаж находятся Lada, Hyundai, KIA, Toyota, Renault. Всего в России в первом квартале 2015 года продано 383,7 тысячи новых авто, за тот же период 2014 года - 602,5 тысячи, - комментирует руководитель управления маркетинговых исследований и анализа "Альфастрахования" Александр Лильп.

Падение продаж наблюдается на всем юге России и Северном Кавказе. Так, в Волгограде продажи упали на 41 процент, в Краснодаре - на 35, в Ставрополе - на 33. Меньше всех пострадали автодилеры Астрахани и Сочи. В городе на Волге автоторговля упала на 24 процента. Астраханцы приобрели только 2100 легковушек отечественного и зарубежного производства против 2780 машин в прошлом году. А жители столицы зимних Олимпийских игр приобрели 972 машины, тогда как в прошлом году продано 1150 автомобилей. Таким образом, продажи сократились на 15 процентов.

Впрочем, участники рынка не склонны драматизировать ситуацию. По мнению большинства опрошенных "РГ" экспертов, на этот процесс оказало влияние увеличение ставок по кредитам и экономическая неопределенность.

- Мы наблюдаем классическую ситуацию с отложенным спросом. Сегодня люди стали более осторожными. Когда ставки вернутся к прежним значениям, мы сразу увидим рост спроса, - уверен директор одного из дилерских салонов GAZ в Ростове Олег Пухарев. - В апреле уже заработала программа поддержки автокредитования, когда покупателю государство возвращает две трети ставки по кредиту. Если ключевая ставка ЦБ будет снижена еще хотя бы на несколько процентных пунктов, это произведет эффект. При ставке 14 -15 процентов можно будет говорить о возвращении к докризисному уровню. Сегодня же главный инструмент, поддерживающий продажи, - государственная программа утилизации старой техники.

По словам предпринимателя, в этом году компания заложила снижение продаж на 10 процентов по сравнению с прошлым. Однако если не случится никаких экономических потрясений, она, скорее всего, выйдет в ноль.

На этом фоне в Ростове заметно растет объем продаж подержанных автомобилей.

- За последние пару месяцев рубль сильно укрепился по отношению к доллару и евро. Люди считают, что сейчас самое время этим воспользоваться. Продают свои подержанные автомобили, чтобы купить новые. Или тоже "бэушные", но уже классом повыше, - говорит частный предприниматель, занимающийся перепродажей легковых автомобилей в Ростове. - Сложно оценить, насколько вырос этот рынок в первом квартале. Но скажу, что пока предложение растет быстрее, чем спрос.

Комментарий

Андрей Козлов, редактор автомобильного журнала "ПроАВТО.RU":

- Снижение уровня продаж новых авто обусловлено тем, что в конце прошлого года наблюдался ажиотажный спрос на иномарки. На фоне стремительного падения курса рубля некоторые люди, поддавшись панике, приобретали сразу по несколько автомобилей. Например, в Ставрополе в одном из автосалонов покупатели подрались между собой за право купить престижный лимузин. В итоге, когда излишки денежной массы исчезли, покупательная способность среднего класса резко снизилась и многие автосалоны закрылись или перепрофилировались в авторемонтные центры.