В первый же вечер в программе открытии фестиваля на сцене Пермской оперы состоялась мировая премьера. Здесь поставили неоконченную оперу Дмитрия Шостаковича "Оранго" и его же балет с пением "Условно убитый". Обе партитуры - из эпохи советских 30-х годов, с их фирменным созидательным энтузиазмом и экспериментальным зарядом, выводящим новое качество из всего - социальной жизни, эстетики, даже - из биологической породы (опыты с шимпанзе). 26-летний Шостакович оперу об этом и писал. Сатирическую. Пролог оперы содержит захватывающее шоу "нового" героя Оранго (имя которого происходит от орангутанга), исполняющего перед публикой "Чижика-пыжика" и другие, не менее содержательные задания. К слову, в прошлом сезоне в Москве Эса-Пекка Салонен представил с Лондонской "Филармонией" оркестровую версию "Оранго", сделанную британским композитором Джерардом Макберни. В этой же версии опера звучит и в пермской постановке под руководством Теодора Курентзиса. Вторую воскрешенную партитуру Шостаковича - балетную фантасмагорию с пением "Условно убитый", единственный раз поставленную в России в Ленинградском мюзик-холле (в 1931 году) с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, представил хореограф Алексей Мирошниченко. По замыслу, это "зарисовки на тему советского прошлого", и на сцене появляются персонажи-типажи той эпохи: мужчина с портфелем, человек в кожаном плаще, студентки в белых носочках, мороженщица, человек и т. д. В советском "ретро" занята вся труппа театра, а также учащиеся Пермского хореографического училища.
Еще одним композиторским "лицом" Дягилевского фестиваля, а точнее, его "резидентом" стал в этом году Леонид Десятников, отмечающий свое 60-летие. Его музыка будет звучать на авторском вечере "Десятников гала" и в заключительном концерте фестиваля, где сам композитор встанет за дирижерский пульт. Надо отметить, что по акценту на современную музыку, афиша Дягилевского не уступает европейским музыкальным фестивалям. Музыка Кшиштофа Пендерецкого, Джанчинто Шелси, Сальваторе Шаррино будет звучать в исполнении мужского вокального ансамбля Odhecaton из Италии. Камерным сочинениям Галины Уствольской посвятят свою программу Патриция Копачинская (скрипка) и Маркус Хинтерхойзер, пианист, многие годы формировавший концертные программы Зальцбургского фестиваля. Актуальную музыку будет исполнять и Московский ансамбль современной музыки. Одна из сенсаций фестиваля - знаменитый балет британского хореографа и танцовщика бенгальского происхождения Акрама Хана Kaash (на языке хинди "если бы"), повествующий об устройстве мира. Хореография его вдохновлена образом индуистского бога Шивы и сочетает индийский танец катхак и contemporary danсе. Завершится фестиваль Пятой симфонией Малера в исполнении Фестивального оркестра, состоящего из ведущих инструменталистов мира - спецпроект Теодора Курентзиса на Дягилевском фестивале.