04.06.2015 13:00
    Поделиться

    Воронежцы узнали о трудной судьбе гобоиста

    Публика в Воронеже по-новому взглянула на деревянные "дудки" - на первом концерте V Платоновского фестиваля солировали гобой и кларнет, обычно звучащие в составе оркестра. Алексей Огринчук и Оливье Патей из голландского Концертгебау показали всю прелесть этих духовых инструментов - один считается для музыкантов "самым тяжелым", другой - "самым легким".

    Программу составили из редко исполняемых произведений.

    - Видя, сколько направлений включает в себя Платоновский фестиваль, мы решили сделать ставку на разнообразие, - объяснил гобоист Алексей Огринчук. - Обычно для наших инструментов "заказывают" классику - например, для гобоя это в основном барочная музыка, Моцарт… Но мы не ищем легких путей. И взяли произведения ХХ века - концерт Аарона Копланда для кларнета и Богуслава Мартину для гобоя. Мартину написал это сочинение за несколько лет до смерти Андрея Платонова, так что это в принципе одна эпоха.

    Сочинение Копланда, где солировал Оливье Патей, раскрепостило зрителей: при некоторой причудливости музыкального языка американский композитор отталкивался от классической традиции и использовал элементы джаза. Еще бы - концерт был написан для "короля свинга", кларнетиста и дирижера Бенни Гудмана. Не менее отчетливо прозвучали фольклорные мотивы у Мартину, чья партитура позволила Алексею Огринчуку в полной мере проявить свое мастерство.

    То, что в филармонии выступали солисты высочайшего уровня, было слышно и "невооруженным ухом". Старался соответствовать ему и воронежский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Вербицкого.

    Сюрприз в начале второго отделения - небольшая соната, исполненная гостями вдвоем, только закрепила теплые отношения музыкантов и публики, не скупящейся на овации. Затем оркестр порадовал слушателей симфонической поэмой Отторино Респиги "Пинии Рима" - итальянская классика ХХ века, с ее мрачноватой торжественностью и неоромантическим флером.

    Завершился концерт фантазией на тему "Нормы" Беллини - Огринчук признался, что в юности играл ее раз триста, колеся по стране с гастролями как стипендиат фонда "Новые имена". А вот для Оливье Патея это исполнение стало премьерным. Кларнетист рассказал, что любопытен и с интересом осваивает не только новый материал, но и новые инструменты.

    - В числе моих мечтаний - овладеть как следует саксофоном. Он очень похож на кларнет (так как изобретен ему на замену), и многие мои коллеги этим пользуются. Но сначала нужно его себе купить. Кларнет - самый простой инструмент в мире, на нем играют ленивые люди, - пошутил Патей. - Трость точить по многу часов, как для гобоя, не надо, так что мы наслаждаемся жизнью и репетициями!

    Алексей Огринчук же признался, что техническая подготовка инструмента отнимает львиную долю времени:

    - Трость - головная боль гобоиста. Ее нужно выточить самому, под собственный ротовой аппарат, причем двойную. Нужна масса ножей и машинок, все высчитывается до миллиметра… Мы зависим от материала - камыша, который растет на юге Франции. Гобоист до 80 процентов рабочего времени проводит за подготовкой трости! Да и сама игра требует огромных физических усилий - надо "продуть" очень маленькую дырочку в трости, это большое усилие для диафрагмы. Общепризнанно, что гобой самый тяжелый инструмент в мире! Но я сам выбрал его в девять лет и нисколько не жалею. Начинал, вслед за родителями, с фортепиано. Однако, слушая симфоническую музыку, всегда выделял именно звук гобоя. Влюбился в него. Взрослые, зная, как изнурителен труд гобоиста, крутили пальцем у виска: мол, занятия испоганят жизнь ребенка… И все же игра стоит свеч. Партия гобоя в оркестровых сочинениях - это праздник! Выступая с Концертгебау, который славится чуткостью музыкантов друг к другу, я испытываю настоящее музыкальное счастье.

    Поделиться