Охрана Карауловой усилена из-за опасности нападения боевиков

Варвару Караулову, которая была задержана в Турции при попытке пересечь границу, в ближайшее время депортируют в Россию: после завершения всех следственных действий девушка сможет отправиться на родину. В Турции правоохранительные органы принимают усиленные меры безопасности, опасаясь, что боевики "Исламского государства" ("ИГ") попытаются отбить задержанную любой ценой.

Напомним, что 27 мая студентка философского факультета МГУ отправилась в университет, после чего домой уже не вернулась. Родители и друзья девушки начали активные поиски, подключив правоохранительные органы,социальные сети и СМИ.

В результате выяснилось, что Варвара была задержана в Турции при попытке пересечь границу с Сирией в составе группы из более чем десяти человек. Она предположительно была завербована представителями террористической организации "Исламское государство", группировки, деятельность которой запрещена в РФ.

При этом родители студентки отмечают, что чуть менее года назад эта девушка начала изучать арабский язык и ислам, после чего ее характер и отношения с окружающими изменялись. Как выяснилось позже, Варвара тайком от близких получила загранпаспорт, 27 мая вылетела в Стамбул, откуда отправилась в приграничный город Килис, где и была задержана. К расследованию этой истории подключился Интерпол. Сейчас правоохранительные органы с помощью Варвары пытаются выйти на след вербовщиков и личностей, организующих переправку людей в Сирию.

В Генеральном консульстве Российской Федерации в Стамбуле нам рассказали, что дипломаты находятся в тесном контакте с местными властями, а также с родственниками Варвары. Накануне в российском диппредставительстве побывал отец девушки Павел Караулов, где ему сообщили, что турецкие власти позволят ему пообщаться с дочерью после окончания следственных мероприятий. Пока неясно, как Варвару будут переправлять в Россию из города Батман, где она сейчас находится. Это держат в тайне из соображений безопасности. Ситуация усложняется тем, что 7 июня в Турции проходили парламентские выборы, в ходе которых были приняты беспрецедентные меры безопасности из-за участившихся в предвыборный период терактов и провокаций. Есть надежда, что после их окончания процесс пойдет гораздо быстрее. Варвара Караулова далеко не единственная, кто попытался присоединиться к "ИГ" и проникнуть в Сирию через Турцию. С начала года местными властями были депортированы около 1100 человек из 74 стран мира, пытавшихся присоединиться к "ИГ". Кроме того, для примерно 10 тысяч человек был введен запрет на въезд в страну, так как они подозреваются в стремлении пополнить ряды боевиков. Обычно иностранным гражданам, задержанным при попытке незаконно пересечь турецкую границу грозит депортация. В особых случаях предварительно они могут быть допрошены. А вот что делать дальше со своими гражданами решат уже на их родине. К примеру, в Лондоне в марте полиция освободила под залог троих подростков, задержанных в Стамбуле за попытку присоединиться к "ИГ".

Из первых уст

- Вопрос об отчислении Варвары Карауловой из Московского государственного университета имени Ломоносова будет решаться в рамках стандартной процедуры, - сообщил журналистам декан философского факультета Владимир Миронов. - Мы направили официальное письмо от факультета по адресу, где она проживает, с просьбой объяснить отсутствие на двух зачетах и экзаменах в мае. Если в течение десяти дней не будет получен ответ, письмо направляется повторно. И если снова ответом будет тишина, мы поставим вопрос об отчислении. Если такое происходит в Москве и по всей стране, то может произойти и в университете. Для нас это повод задуматься, что сейчас происходит со студентами. Они теперь значительно моложе, меньше читают. И есть вероятность, что кто-то может увлечься той или иной идеей. Подчас - опасной.

Подготовила Ксения Колесникова

Право

Сегодня основной считается версия вербовки в террористическую группировку "ИГ" Варвары Карауловой. Другая имеющая право на жизнь версия: Караулова вполне осознанно ехала воевать или вербовать. В зависимости от того, какая версия верна, будет понятно, жертва ли Варвара или нарушительница закона. Для девушки и ее близких самый плохой итог - осознанный побег. Он означает, что по возвращении домой против студентки МГУ Карауловой могут возбудить дело о попытке участия в незаконных вооруженных формированиях. Это - до 20 лет лишения свободы. Если студентке заморочили голову или заставили под угрозой, то она - жертва. Если эта версия подтвердится, то студентку должны признать потерпевшей, свидетелем по уголовному делу о похищении. Как только начался скандал с исчезновением студентки, в пресс-центре МВД России сообщили, что полиция передаст в органы следствия материалы в отношении задержанной в Турции Варвары Карауловой для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье о покушении на участие в незаконном вооруженном формировании. По мнению ее адвоката, в деле Варвары Карауловой не идет речь о свободе выбора религии, а имеет место "четкая и планомерная работа вербовщиков, которые обманным путем выкрали девушку из России для использования в своих целях".

Подготовила Наталья Козлова

Прямая речь

Орхан Газигиль, советник посольства Турции в России:

- Мы очень рады, что история с Варей закончилась благополучно. Отец девушки забил тревогу в социальных сетях. Друзья и коллеги тоже обратили наше внимание на это происшествие. Тогда мы позвонили Павлу Караулову. Я объяснил ситуацию господину послу Умиту Ярдыму, и он принял ее очень близко к сердцу, проявив активное содействие. Хотя были выходные, господин посол дал поручение коллегам обратиться в Анкару по всем возможным инстанциям. Отец Вари высказывал предположение, что девушка попала под влияние радикальных групп, и мы из этого исходили. Пока Варю искали, мы постоянно узнавали в Анкаре, есть ли какие-то подвижки, и поддерживали контакт с Павлом Карауловым - и рабочий, и личный. Потому что когда происходит такая семейная трагедия, невозможно оставаться в стороне.

Гумер Исаев, руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока:

- История Варвары Карауловой вызвала в России большой резонанс. Спецслужбы разных стран активно борются с вербовщиками из радикальных группировок. Но проблема в том, что грань между вербовкой и  добровольным решением отправиться воевать за идею очень тонкая. Конечно, люди сначала получают какую-то информацию, литературу определенного содержания, на них выходят лица, заинтересованные в вовлечении их в свою деятельность. Но на каком этапе увлеченность перерастает в решимость взяться за оружие и отправиться на чужую войну - вот главный вопрос. И этот вопрос во многом лежит в психологической плоскости.

Роман Силантьев, религиовед, исследователь ислама:

- К сожалению, есть процент молодого населения, который подвержен радикальным идеям. Его можно уменьшить до приемлемых размеров, но такие люди будут всегда. Нельзя сделать так, чтобы совсем никто не уезжал. Причина - в максимализме. Из-за него успешные дети из дворянских, купеческих и даже священнических семей во время революции становились террористами. Так было всегда, на протяжении всей истории нашего государства, этому явлению не десять лет и не один век. Сейчас ИГИЛ - это самая популярная, самая "успешная" террористическая организация.

Раньше сепаратистские организации имели политическую подоплеку, теперь в основном религиозную. Всегда находились люди, которые попадали в секты, и Исламское государство - еще не самая экзотическая из них. Я полагаю, что полностью справиться с этим явлением невозможно. Что говорить, если даже находятся такие наши сограждане фашиствующих взглядов, которые едут воевать на Украину на стороне Правого сектора.

Подготовили Екатерина Забродина, Владимир Петин

Справка "РГ"

Практически нигде в Европе не существует закрепленного законом определения самого понятия "экстремизм". А так называемые "преступления ненависти"  - то есть разжигание ненависти по признакам расы, национальности, религии и прочие, считаются преступлениями малой или средней степени тяжести. Мера наказания для подобных правонарушений - лишение свободы до двух лет в Австрии и Канаде, до пяти лет во Франции и до семи лет в Великобритании. Работу правоохранительных органов в борьбе с пропагандой экстремизмом значительно осложняет отсутствие четко разработанного законодательства в области контроля за распространением экстремистских идей в интернете. Не говоря уже о регулировании социальных сетей, где создаются целые сообщества, распространяющие радикальные взгляды. Инструменты мониторинга и запрещения деятельности подобных страниц только отрабатываются на практике. Именно интернетом и соцсетями чаще всего пользуются радикальные исламисты для вербовки молодых девушек на Западе. Европейки и американки общаются в чатах соцсетей с "воинами" "Исламского  государства" (группировки, запрещенной в РФ), которые сулят им роскошную жизнь в качестве жен и матерей будущих "воинов". Они внушают девушкам, что именно там -  в халифате - они избавятся от поверхностной фривольной жизни и обретут новый смысл существования. Есть и другой сценарий вербовки: уже отправившиеся в Сирию или Ирак молодые европейки создают сайты, с помощью которых заманивают новых подруг. В них они рисуют романтизированные картинки, прикрываясь вуалью, расписывают свою "чудесную" жизнь и рассказывают, как добраться до посредников "ИГ". Едва молодая европейская девушка становится женой "воина", ее постигает глубочайшее разочарование. Но обратного пути уже нет. Таким способом, "ИГ" удалось завербовать уже порядка 60 девушек из Франции, 45 из Великобритании, 50 из Германии и двух из Австрии. В основном - в возрасте от 13 до 26 лет.

Подготовила Анна Федякина