10.06.2015 22:15
Поделиться

Во Владимире завершилась "Музыкальная экспедиция"

Не вполне фестивальное название - "Музыкальная экспедиция". Но это именно фестиваль - хотя и странствующий: в глубинку Владимирщины, в городки и села, везут не попсу и не шансон, а классическую музыку. С прекрасным звуком, на великолепных инструментах. Вход свободный. И делают это первоклассные музыканты: известный виолончелист Борис Андрианов и его друзья.

Идея праздника возникла несколько лет назад, когда Борис Андрианов увидел Муромцево - бывшую усадьбу графа Храповицкого. Поразился красоте этого места, нечастой для России готической архитектуре - и сказал привезшей его сюда владимирчанке, заместителю директора областного Департамента культуры Алисе Бирюковой: "Вот бы здесь поиграть!".

Усадьба в Муромцево представляла собой практически руину. Но "культурная команда", собранная губернатором Светланой Орловой, оказалась энергичной. Провели асфальтовую дорогу, расчистили парк. И уже в прошлом году здесь состоялся не просто концерт, собравший четырехтысячную публику, но стартовал целый фестиваль, отправившийся в путешествие по краю. Одно из выступлений прошло прямо в цехе знаменитого стекольного завода в Гусь-Хрустальном, где как раз за полгода до того, в декабре 2013 года, возродили историческое производство, остановленное в "лихие 90-е".

Праздник запал в душу владимирцам: по рассказу Алисы Бирюковой, ей постоянно звонили с вопросом - какие дни не занимать отпускными путешествиями, чтобы не пропустить фестиваль следующего года. Но "экспедиция-2015" отправилась по новому маршруту . Да и состав исполнителей существенно расширился: теперь это и Квартет имени Давида Ойстраха, и известные скрипачи Елена Ревич, Борис Бровцын, и звездный трубач Сергей Накаряков... Для "Музыкальной экспедиции-2015" выбрали три акцента. Один из них - места бытования народных промыслов. Так в афише появилась Мстера - известный центр лаковой миниатюры.

Второй акцент - продвижение архитектурных жемчужин отдаленных районов. В качестве таковой предстал древний Гороховец, которому через три года исполнится 850 лет. Третий акцент - мемориальные композиторские дома. Например, усадьба Танеевых в селе Маринино Ковровского района, где - редчайший случай - сохранился бревенчатый дом, построенный в 1762 году секунд-майором Михаилом Танеевым, и дивная (хотя в неважном состоянии) церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная в 1808-м сыновьями Михаила Василием и Андреем, тоже военными, как и почти все Танеевы, кроме знаменитого композитора.

Второй памятный домик - это жилище сельского священника Павла Дианина в селе Давыдово Камешковского района, с сыном которого Александром сдружился композитор Александр Бородин, обучавший Сашу химии в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Напомним: основной своей профессией автор "Князя Игоря" считал химию. Но главной страстью была, конечно, музыка, и к Дианиным он приезжал на лето сочинять. Работал в саду, который называл своим "зеленым кабинетом". Сын Александра Дианина Сергей, физик по образованию, но также горящий музыкой, писал книги о Бородине и в 1880 году добился организации музея. Правда, за век с лишним от владения отпала его часть, которую особенно любил композитор...

И вот как восстанавливается связь времен: прямо на концерте на сельской площади, где японский скрипач Фумиаки Миура с русско-бельгийской пианисткой Марией Меерович чудесно играли Ре мажорную скрипичную сонату Бетховена и звучало много другой прекрасной музыки, Алиса Бирюкова объявила, что усилиями учредителей праздника и всех, кто его поддерживает, сейчас оформляется приобретение утраченного участка и передача его в дар музею.

На будущий год Алиса планирует объехать с фестивалем отдаленные усадьбы Владимирщины. Надеется, что это не только доставит радость публике и музыкантам, но и привлечет внимание к тем памятникам, которые нуждаются в реставрации.

А в планах Бориса Андрианова - расширить творческую программу праздника, включить в него мастер-классы для учащихся местных музыкальных школ.