Об этом корреспонденту "Российской газеты" сообщил представитель руководства гаврилов-ямского машиностроительного завода "Агат" Алексей Москвин. По его словам, ФИО пилотов ему неизвестны, но они представлялись своим коллегам-авиаторам как Андрей и Артем (поначалу прошла информация, что одного погибшего звали Алексей).
Руководящий работник предприятия рассказал, что на заводском аэродроме не регистрируют тех, кто туда прилетает, потому что у него нет таких обязанностей и функций:
- Мы просто принимаем звонки от желающих и сообщаем им наши условия: длину полосы, ее состояние, метеоусловия и прочее. Регистрация воздушных судов - это функция аэропорта. У нас есть просто официально зарегистрированная грунтовая посадочная площадка длиной 500 метров. Она принадлежит заводу, внесена в российскую карту посадочных площадок и поэтому в те часы работы, которые там оговорены, мы обязаны предоставлять условия на нашей площадке всем, кто их запрашивает. Мы эти условия сообщаем на прилет и во время вылета.
13 июня на заводском аэродроме, со слов Москвина, проходила выставка летательных аппаратов (районные власти назвали ее авиационным шоу). Любители малой авиации привезли на разных видах транспорта свои разработки, а те, кто имеет разрешение на полеты, прилетели по воздуху.
- Основной задачей выставки было - показать зрителям, руководителям, что есть такой образ жизни, есть люди, увлеченные авиацией, делающие своими руками эти аппараты. Чтобы все можно было увидеть вживую, потрогать, посмотреть, - говорит заводчанин. - А дальше предполагалось, что хозяева летательных аппаратов, которые имеют номера и пилотские удостоверения, устроят показательные выступления, если сочтут приемлемыми погодные условия.
Как рассказывают, погибший экипаж узнал о выставке буквально накануне, прилетел утром. Кстати, действительно вместе с собакой - черным лабрадором по кличке Буш. Мужчины пообщались с коллегами и около пяти часов вечера отправились обратно. В демонстрационных полетах они не участвовали. По некоторым данным, их ждали в Киржаче Владимирской области. Но себя они рекомендовали как представителей подмосковной Черноголовки.
- Они запросили условия на вылет и потом спокойно от нас улетели, - продолжает Алексей Москвин. - Когда ребята ушли из зоны действия нашей радиостанции, мы как полагается, пожелали им счастливого пути. И после этого примерно в двадцати километрах от нас пошел сигнал от МЧС и полиции, что в том районе жители видели авиационное происшествие.
Когда представители завода прибыли на место, уже горел двигатель. По свидетельству очевидцев, после падения произошел взрыв топлива, поэтому самолет почти полностью выгорел. На месте нашли обугленные останки двух человек и собаки.
- Очевидцы рассказывают, что явно видели, как в воздухе у самолета "сложилось" крыло, от него отделялись металлические части и отдельно падали, - рассказывает Москвин. - Если крыло подломилось и отломилось, это фактически мгновенное пикирование вниз и удар. Аналогичный эффект будет, если у автомобиля на скорости 150 километров в час отвалятся сразу два колеса.
По информации Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР, разбившийся самолет именовался СКС-1-01 и представлял собой единичный экземпляр воздушного судна (то есть самодельный), аналогичный Cessna 150. Про качество его узлов и сборки, естественно, говорить пока рано - это со временем сделает следствие. Но двигатель, со слов Алексея Москвина, там стоял авиационный - чешский Вальтер-минор, поэтому самолет был "достаточно серьезный". Кстати, у аппарата имелась и спасательная система, но пилоты почему-то ею не воспользовались - то ли не успели, то ли не смогли.
На вопрос, не могла ли собака в кабине как-то повлиять на исход полета, специалист заверил, что "конечно, нет":
- Это был вместительный самолет: спереди стояли два кресла в один ряд - "партой", а сзади широкое сиденье, на котором можно перевозить кого угодно, ту же собаку. Все кресла были оборудованы авиационными ремнями безопасности. На таком самолете пилот один, а второй человек - пассажир. Но аппаратура дублируется - бортом можно управлять и из правого кресла, и из левого. Однако принимает решения и руководит работой летательного аппарата один человек - командир ВС.
Кто - Андрей или Артем - был командиром погибшего борта, на "Агате" не знают. Как и то, кому из них самолет принадлежал. Известно лишь, что Андрей - военный летчик, профессионал высокого класса, а Артем - гражданский линейный пилот.
- После катастрофы вечером нам звонил командир части, где Андрей служил, - рассказал Алексей Москвин. - Она дислоцируется в Подмосковье...
Напомним, легкомоторный самолет с бортовым номером RA-0594G потерпел крушение 13 июня около пяти часов дня у деревни Пурлево Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Он прилетал в регион для участия в выставке малой авиации, которая проходила на аэродроме гаврилов-ямского машиностроительного завода "Агат".