Барати и Феньо вооружены до зубов: помимо великолепной техники, у каждого имеется внушительный послужной список - победы в престижных конкурсах, выступления с ведущими оркестрами в главных концертных залах мира. Криштоф взял в руки скрипку в пять лет, через три года выступал с оркестром, еще через три - дал первый сольный концерт, а теперь входит в число самых титулованных молодых скрипачей. Ласло вошел в мировую элиту виолончелистов после триумфа на международном конкурсе имени Пабло Казальса, заслужив похвалу таких мэтров, как Мстислав Ростропович, Наталья Гутман и Курт Мазур.
А еще у них очень интересные по звучанию старинные инструменты. Криштоф Барати играет на скрипке Страдивари "Lady Harmsworth" 1703 года. Чикагское общество Страдивари дало музыканту право выбора, и он за пару лет перепробовал с десяток скрипок великих мастеров, чтобы остановиться на этой. По признанию Барати, ему приходится постоянно расти профессионально, чтобы понимать звук инструмента такого класса и соответствовать ему.
Ласло Феньо недавно выкупил свою виолончель работы знаменитого венецианца Маттео Гофриллера 1695 года - и также отметил, что игра на ней требует колоссального труда: "Зато чувствуешь себя художником, который рисует музыку".
В Воронеже венгры выступили с академическим симфоническим оркестром филармонии. Концерт Игоря Стравинского ре мажор позволил этому коллективу проявить свои лучшие качества - но скрипке там отведено не так много места, чтобы публика могла по-настоящему насладиться игрой Кристофа Барати. Он был сдержан и скуп в движениях, что не так уж часто можно видеть у скрипачей. Феньо выбрал концертную пьесу венгерского композитора Эрне Донаньи в той же тональности - и проявил себя как сильный лидер. Долгое время он был главным виолончелистом крупных симфонических оркестров, сейчас преподает в консерватории. Ласло потихоньку дирижировал, подпевал, притопывал…
Второе отделение вышло и вовсе триумфальным - двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром ля минор в исполнении венгров был захватывающим как с музыкальной, так и с театральной точки зрения. Было видно, что это сочинение и совместная игра доставляют им истинное удовольствие. Барати оживился и пританцовывал даже тогда, когда его скрипка молчала. Феньо, казалось, едва мог усидеть на месте.
Друзья сотрудничают почти десять лет, часто выступают с камерной программой на родине и в Германии. Этот двойной концерт - один из их "коронных" номеров. Перед концертом Ласло Феньо сказал, что если бы у него был шанс встретиться с кем-то из композиторов прошлого, он предпочел бы именно Брамса. А Криштоф Барати добавил, что раз уж не то пошло - интереснее было бы сыграть с автором. "Хотя, возможно, вся соль не в том, чтобы узнать "правильную" трактовку сочинения, а найти и доказать свою", - добавил скрипач.
Воронежцы устроили венграм бурную овацию и выпросили "Пассакалию" Баха на десерт. Любители быстрой езды (у них даже автомобили одинаковые, гоночные), Барати и Феньо прошли это сочинение на высокой скорости - виртуозно и слаженно. Публика была сражена. Судя по тому, что в зале были свободные места, местные меломаны заочно недооценили уровень исполнителей. Если венграм доведется еще навестить Воронеж, у них наверняка будут аншлаги.
А сами музыканты найдут время посетить мемориал своим землякам в Рудкино: в окрестностях Воронежа в годы Второй мировой венгерская армия потерпела сокрушительное, крупнейшее в своей истории поражение. "Реванш" на музыкальном фронте всем только на руку.
Криштоф Барати, скрипач (Венгрия):
- Классика всегда страдает. У нас вокруг столько информации, важных дел и развлечений, что академической музыке приходится завоевывать внимание массовой аудитории. Особенно молодой. В Воронеже нас порадовало обилие юных лиц на открытой репетиции - полный зал собрался! А вообще оркестры пробуют разные пути к сердцам людей. Например, флешмобы. У меня был такой опыт - скорее забавный, чем успешный. Мы с друзьями-скрипачами пошли в торговый центр, сели играть "Времена года" Вивальди, потом виолончелисты подтянулись… Видео попало в Интернет, собрало много просмотров. Но настоящий эффект может дать только системное музыкальное образование, с самого детства. К счастью, в России и Венгрии эта традиция еще сохраняется.
Ласло Феньо, виолончелист (Венгрия):
- Для меня невероятной удачей стало знакомство с русской виолончельной школой. В 18 лет я встретил Давида Герингаса и четыре года у него занимался. По сути, это школа Ростроповича, и она задает исполнителю фантастическую планку. В мире много школ игры на виолончели, но русскую отличает способность идти дальше, искать не просто технического совершенства, но тонких оттенков в музыке. Герингас открыл мне глаза - я стал понимать чувства и краски, заложенные композиторами в их произведения. Да, я (как и Криштоф) участвовал во многих конкурсах, но для карьеры музыканта это вовсе не главное. Есть куда более простые способы заявить о себе. Соревнование, конечно, полезно для начинающих - ты ставишь себе четкую цель, учишь обширную программу, на конкурсе знакомишься с представителями других школ и что-то у них перенимаешь. Но победа складывается из массы факторов, не всегда объективных. И главное-то не премию взять, а удержаться потом на высоте. Подтвердить, что тебе есть что сказать со сцены.