Это еще раз подтвердила встреча министров внутренних дел стран Евросоюза, на которой обсуждалось, что делать с уже попавшими в Старый свет нелегалами и как остановить появление новых, число которых летом традиционно увеличивается. Но дальше констатации того факта, что за первое полугодие с Ближнего Востока и Африки в Европу прибыло порядка 100 тысяч беженцев, обсуждение проблемы не продвинулось. Так что теперь размышлять, как поступить с подложенной под единую Европу "миграционной бомбой", предстоит лидерам стран ЕС, которые соберутся в Брюсселе 25-26 июня. Дискуссии вокруг миграционной проблемы грозят перерасти в грандиозный скандал с непредсказуемыми для Старого света последствиями.
Позиции участников саммита хорошо известны, но эта определенность лишает многие государства Старого света возможности для маневра в поисках компромисса. К тому же политики, которые соберутся в Брюсселе, вынуждены учитывать результаты проводимых в Европе социологических опросов. А они неутешительны. Большинство европейских респондентов называли в качестве едва ли не главной причины резкого роста популярности националистических партий высокий уровень иммиграции (47 процентов) и разочарование в ЕС (38 процентов). На фоне таких настроений значительная часть собиравшихся принять участие в брюссельской встрече европейских лидеров вновь не согласится на план еврочиновников, которые предложили распределить нелегалов по квотам среди всех стран единой Европы. Наиболее радикально настроен Лондон. Еще в мае на встрече с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером британский премьер Дэвид Кэмерон предупредил собеседника: Королевство ограничит приток мигрантов. Причем не только нелегалов с Ближнего Востока и Африки, но также жителей стран, входящих в единую Европу. В противном случае, объяснил Кэмерон, референдум о выходе страны из Евросоюза будет неизбежным, а его результат предсказуемым.
Получив столь мощную моральную поддержку в миграционном вопросе со стороны Британии, против обязательного квотирования единым фронтом выступили Испания, Чехия, Словакия, Польша и страны Прибалтики. А Венгрия даже запустила специальную пропагандистскую кампанию, настраивающую население против нелегалов. Недвусмысленно высказался по поводу идей с миграционными квотами министр внутренних дел Франции: "Если мигранты прибыли в Италию, то нормальным будет, если они там и останутся". И в подкрепление своих слов глава французского МВД распорядился восстановить контроль на границе с Италией. Аналогичные шаги предприняла и Швейцария, опасаясь, что не сумевшие прорваться во Францию нелегалы, попытаются из Италии пройти горными тропами в страну "часов и сыра".
Все призывы, увещевания, как, впрочем, и угрозы со стороны Рима, не желающего оставаться один на один с миграционной проблемой, в адрес руководства ЕС, пока не возымели действия: ведь миграционное законодательство Евросоюза гласит, что иммигранты должны получать статус беженца в стране прибытия. Это значит, что до получения заветной "корочки" за их судьбу несут ответственность только итальянские власти.
В итоге сложилась странная ситуация. С одной стороны, в Риме не хотят держать в стране такое количество нелегалов. Власти сразу трех областей Италии уже отказались размещать у себя беженцев. Где-то это объяснили невозможностью при таком "библейском исходе" управлять городом, где-то посетовали, что такие шаги отрицательно скажутся на курортном сезоне. "Трудно заставить европейские страны принимать беженцев, если наши собственные регионы не хотят этого делать", - с горечью прокомментировал происходящее премьер Италии Маттео Ренци.
С другой стороны, выяснилось, что прибывшие в Италию мигранты оставаться в стране не намерены. Они всеми силами стремятся покинуть негостеприимные и не слишком богатые Аппенины, чтобы добраться до Северной Европы, где беженцам представляют лучшие, чем в Италии, социальные гарантии.
Нельзя исключать, что на предстоящем саммите часть государств Евросоюза пригрозит официально отказаться от выполнения основополагающего принципа ЕС о свободном перемещении между странами, чтобы не допустить новых мигрантов на свою территорию. Причем участники встречи в Брюсселе окажутся столь же глухи к звучащим из Рима и Афин просьбам о помощи, какими, собственно, они были в ходе всех предыдущих дискуссий по этому поводу.
Но вот парадокс: одной из ключевых причин масштабной иммиграции из Ливии стала военная операция возглавляемой США коалиции, которая привела к падению режима Каддафи. Основные удары по объектам Триполи наносила французская и британская авиация, тогда как Италия, напротив, стремилась минимизировать свое участие в конфликте и отказывалась бомбить Ливию. Тогда в Париже и Лондоне в один голос призывали итальянцев вспомнить о европейской солидарности и действовать активнее. Теперь же, когда Рим расхлебывает "миграционные" последствия свержения Каддафи, в Лондоне и Париже о солидарности не вспоминают.