18.06.2015 00:05
    Поделиться

    В МАММ экспонаты стали загружать данные о себе на смартфоны посетителей

    Технология iBeacon начала свое шествие по планете и заглянула в Россию
    В конце мая московский "Мультимедиа Арт Музей" (МАММ) на Остоженке внедрил необычный способ коммуникации со своими посетителями. Выставленные в нем произведения искусства снабдили электронными "маячками" iBeacon, которые загружают информацию об экспонатах на смартфоны посетителей.

    Установленное на мобильник специальное приложение-гид "Твой МАММ" автоматически дает пояснения по экспонатам, стоит посетителю приблизиться к ним. Похожая технология используется в знаменитом амстердамском музее Ван Гога, который также умеет "общаться" с мобильными гаджетами. Однако разработка для российского музея - полностью отечественная, рассказал создатель технологии Андрей Подшибякин. "РГ - Неделя" побеседовала с ним и расспросила об инновации подробнее.

    Что такое iBeacon и как это работает?

    Андрей Подшибякин: Интерактивный гид "Твой МАММ", который мы запустили для одноименного музея в Москве, дает пояснения к экспонатам, представленным в рамках экспозиции, просто определяя место, где вы находитесь на территории музея благодаря очень интересной инновационной технологии, которая в Россию еще, можно сказать, не пришла. Называется iBeacon. Достаточно только подойти к заинтересовавшей вас работе, и iPhone сразу покажет сопроводительный мультимедийный контент - фото, видео, подробное описание или даже проведет экскурсию, которую подготовил сам автор. Все, что необходимо - это скачать приложение, используя бесплатный Wi-Fi в МАММ, запустить приложение, включить Bluetooth и начать свидание с искусством по-новому.

    Как возникла идея вашего музейного приложения? Может, вас что-то вдохновило?

    Андрей Подшибякин: Мы давно смотрели на технологию iBeacon и на возможные способы ее использования. Признаюсь, не так давно меня вдохновил пример амстердамского музея Ван Гога, где используется похожая механика взаимодействия со смартфонами посетителей. Я предложил реализовать высокотехнологичное решение в России и музей МАММ без долгого размышления согласился, ведь настолько удивительные возможности появляются у посетителей.

    Как работает система и может ли она быстро адаптироваться к новой выставке и экспонатам? Что было придумано в этом плане?

    Андрей Подшибякин: Мы привезли специальные маячки "айбиконы", которые можно запрограммировать под требуемые нужды. Их можно использовать где угодно, вот мы и попробовали построить на их базе по-настоящему интерактивный гид по музею, создав для их управления приложение, достаточно нетривиальное в реализации. Одним из требований музея МАММ была возможность оперативно обновлять содержимое интерактивного гида, оперативно добавлять новые уведомления для посетителей, которые приближаются к метке. Бывает, что тот или иной экспонат удаляют из экспозиции, или же одна выставка резко сменяется работами другой - зачастую между инсталляциями времени совсем немного. Несмотря на то что сейчас приложение превосходно справляется с функцией гида будущего, мы планируем развивать его и дальше, включая дополнение интерактивным расписанием показов в музейном кинотеатре, а также резервировании билетов. Получается действительно мощный сервис, который при необходимости мы сможем масштабировать на другие проекты с похожей функциональностью. При этом мы планируем расширять команду за счет привлечения иллюстраторов и контент-редакторов для подготовки качественного контента под конкретные выставки и экспозиции.

    С точки зрения бизнеса такая разработка ориентирована на доходы от спонсорства или на другие источники получения прибыли из самого приложения?

    Андрей Подшибякин: Для посетителей музея это приложение обязательно должно быть бесплатным. Мы ориентируемся на спонсорство и в данном случае спонсоры ценят такой подход музея и предлагаемые нами по-настоящему уникальные и удивительные для людей технологии. На первом запуске мы не будем останавливаться, поскольку это музейное приложение не разовый проект, а наш большой задел на будущее.

    Между тем маячки iBeacon, которые использует МАММ, используются и для более приземленных целей - рекламных. Например, посетители сети американских супермаркетов Macy s могут при помощи фирменного мобильного приложения заранее выбрать товары, которые хотят купить, а позднее, во время посещения магазина, приложение сообщает им, когда они идут мимо выбранных вещей или продуктов. Кроме того, на экране телефона могут появляться сообщения о том, что находящийся неподалеку товар продается со скидкой.

    А в румынском Бухаресте придумали другое применение технологии - там ее на вооружение взяло местное управление общественного транспорта, проявившее заботу о слабовидящих пассажирах. Маячками iBeacon румыны собираются оснастить автобусы, которые при приближении к остановке транспорта будут подавать сигнал о своем прибытии на мобильный телефон.

    Поделиться